свернуть
В соответствии с нормативными и правовыми актами Республики Беларусь регламентирующими инновационную деятельность с 01.09.2018 года организована деятельность по реализации инновационного проекта «Внедрение STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования».
Цель инновационного проекта:
организация допрофильной подготовки учащихся посредством STEAM-образования;
самоопределение учащихся на выбор профиля обучения посредством STEAM-образования.
Задачи инновационного проекта:
1.Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.
2.Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого- педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение на всех этапах реализации инновационного проекта.
3.Повысить мотивацию, компетенции обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла, межпредметные связи, ориентировать учащихся на выбор будущей профессии инженерно-технической направленности, IT-специальностей.
4.Создать информационную и предметно-развивающую образовательную среду, направленную на развитие инженерного мышления и научно-технического творчества детей.
5.Разработать методические и дидактические материалы по эффективному внедрению в образовательную практику принципов STEAM-образования.
Проект предлагает решение обозначенных проблем через реализацию модели STEAM-образования, в рамках которого смещаются приоритеты с обучения на учение, на развитие и стимулирование креативности, развитие инженерного мышления. Ведущая идея проекта – это обучение учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.
Сегодня STEAM технология – один из основных трендов в мировом образовании. Аббревиатура расшифровывается как: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика, ряд авторов сравнивают с самыми востребованными в современном мире направлениями. Данная методика изначально подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно- исследовательской деятельности в гимназии и вне ее, в котором учебный план основан на идее обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода, с целью избежать отдельного изучения каждой из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
Новизна проекта состоит в том, что он предполагает применение иной, чем в традиционной практике, модели организации совместной деятельности учителя и обучаемых, смещение центра тяжести на управляемую проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Такой подход предполагает обучение детей сотрудничеству, помогая детям учиться работать в команде, развивать навыки общения, работы в группе.
Как следствие STEAM-образование способствует:
- повышению учебной активности учащихся, их мотивации к обучению и увлеченности учебной деятельностью на занятиях;
- повышению самостоятельности учащихся, их ответственности за обучение;
- усилению акцента на практическую продуктивную и творческую деятельность;
- реформированию навыков групповой, командной работы;
- положительному изменению позиции учителя в образовательном процессе: учащиеся испытывают потребность в учителе – консультанте, тренере, партнере;
- предоставлению дополнительных возможностей включения в учебный процесс третьих лиц – родителей.
Социально-педагогическая значимость проекта заключается в единстве реализации задач личностного, социального и профессионального развития. Образовательный процесс становится более глубоким по содержанию, личностно ориентированным по целям, инновационным по организационным формам и используемым технологиям. Как результат – высокое качество образования, сформированность ключевых компетенций учащихся, способствующих их будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности.
По результатам работы определена модель STEAM-образования гимназии. Основой модели является введение новых направлений интеллектуально-познавательной деятельности учащихся: конструирование и моделирование; «Умные цифровые лаборатории»; робототехника; прототипирование; эффективная профориентация; развитие мотивирующих мероприятий.
Основные элементы STEAM-образования в учреждении: акцент на проблемах региона; развитие школьного сообщества и чувства принадлежности к этому сообществу; развитие технологических и жизненных навыков; связь с социумом.
Определены направления работы в STEAM-образовании: факультативные занятия; объединения по интересам; изменение технологии отдельных уроков; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обучения; организация «проблемных недель»; кооперация на уровне отдельных учителей и предметов на изучение сквозных тем; обеспечение свободного доступа к мастерским, оборудованию.
Выработан алгоритм организации инновационной деятельности в учреждении, механизмы управления, критерии эффективности.
STEAM-образование гимназии сегодня – это объединения по интересам и факультативные занятия.
На первом этапе начать решили в основном с начальной школы. Мы помним, что аббревиатура STEAM включает в себя естественные науки, технологии, инженерное искусство, творчество, математику, а какой же младший школьник не любит наблюдать, исследовать, конструировать. Поэтому через кружковую работу активно включили младших школьников в конструирование из бумаги и подручных материалов, творческое моделирование, моделирование на магнитной доске с помощью геометрических фигур «ТАНГРАМ», интеллектуальные игры по перемещению предметов (картинок) на плоскости и т.д.
На сегодняшний день, в начальных классах работают такие объединения по интересам, как: «Основы моделирования и конструирования», «Основы робототехники», «Развивающая информатика», «Моделирование из бумаги в технике «Оригами». Все они направлены на развитие творческих способностей и креативного мышления детей, развитие понятия формы и объема. Учат детей работать в команде, в паре, группе, формируют навыки коммуникации. Кроме того, STEAM-подход учителя начальных классов Бобровская И.А., Данилова И.А., Макарчук Л.Ф., умело используют и на уроках через организацию исследования, межпредметных связей и взаимодействия между группами учащихся.
Учитель трудового обучения Шинкевич Н.В. внедряет STEAM-подход в образовании через объединение по интересам «Техноинтеллект» и «Сделай сам» для учащихся 10-13 лет. Сами названия данных занятий указывают на то, что у ребят имеется возможность технического творчества. Они учатся изготавливать различные конструкции из дерева, выпиливают, выжигают, делают роспись. Здесь ребята более детально знакомятся с технологиями обработки материалов, учатся строить и использовать чертеж, поднимают вопросы экологии, учатся находить пути решения проблем.
Учитель информатики Тулуб Т.И. через работу объединения по интересам «Основы робототехники» включила учащихся 7-12 лет в процесс робототехники. С помощью конструкторов LEGO WeDo 2.0, LEGO Mindstorms EV 3 ребята учатся моделировать и программировать роботов. Учащиеся 5-7 классов с интересом посещают факультативный курс «Создание виртуальных игр на языке виртуального программирования Scretch» у этого же педагога.
В гимназии организовано взаимодействие с «Парком высоких технологий» и «Школой робототехники» Robolab.by.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта осуществляет педагог-психолог высшей квалификационной категории Мокрий С.Я. Разработана система профориентационной работы с учащимися, участниками инновационной деятельности. Осуществлено консультирование классных руководителей гимназии по содержанию дидактических материалов: «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Методика работы с детьми по управлению персональными данными в сети Интернет». Проводится диагностика участников инновационной деятельности, индивидуальное консультирование для педагогов, родителей, учащихся.
Созданная в учреждении образования модель формирования STEAM-компетентности учащихся была адаптирована именно для гимназии, так как при ее разработке был принят во внимание тот факт, что работа педагогов в данном направлении не осуществлялась (кроме исследовательской деятельности учащихся), несмотря на высокую квалификацию педагогов. Поэтому основной упор был сделан на создание такой системы работы, в которой формирование STEAM-компетентности учащихся происходит поступательно, с опорой на имеющиеся знания и умения. Параллельно происходит развитие этих умений и навыков на учебных занятиях через использование исследовательского метода обучения. Ожидается, что учащиеся 5-9 классов к окончанию инновационного проекта будут вести исследовательскую, инженерно-конструкторскую, проектную деятельность, опираясь на хорошую теоретическую базу, имея практические навыки.
Основной упор в работе с педагогами сделан на самообразование педагогов, также организована работа проблемной группы и консультационного центра по теме инновационного проекта. Кроме того, педагогами спланировано продолжение работы над темой инновационного проекта путем углубления и расширения проблемного поля своей практической и теоритической деятельности.
Планирование работы всех методических формирований построено с учетом результатов изучения запросов и потребностей педагогов. Управление работой инновационной группы осуществляет методический совет, состав которого утвержден приказом директора школы. К работе проблемной группы педагогов-новаторов активно подключились другие члены педколлектива.
В целях успешной реализации инновационного проекта осуществлялся внешний и внутренний консалтинг. Среди элементов внешнего консалтинга можно назвать семинары и консультации, организованные консультантом проекта Мещеряковой А.А.
Педагоги школы стали участниками вебинаров: «Обзор робототехнических конструкторов», «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Безкомпьютерная информатика», «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», «Лего-конструктор – источник обновления содержания образования в начальной школе», «Дидактические возможности технологии дополненной реальности в образовании», «Дидактические возможности среды 1С: Физический конструктор», «Дидактические возможности среды 1С: Математический конструктор» и др.
Созданная в учреждении образования модель STEАM-образования для учащихся 1-7 классов показала положительную динамику в формировании компетенций учащихся уже на первом году реализации практического этапа. Хочется отметить результативное участие обучающихся в конкурсах исследовательских работ: дипломом III степени в районном этапе конкурса для учащихся I ступени общего среднего образования «Я - исследователь» отмечен ученик 4 «Г» класса Поляков Иван.
Диплом I степени в областном этапе конкурса исследовательских работ по физике отмечен ученик 6 «А» класса Воробьёв Егор.
За шесть месяцев практической работы ребята хоть и неуверенно, но делают первые шаги к успеху. Уже имеются определенные результаты: диплом III степени в направлении «Робототехника» областного этапа конкурса «Дорога в будущее», вошли в десятку лучших в зимнем турнире Robolab возрастная категория 7-9 лет (учитель Тулуб Т.И.), диплом I степени в районном конкурсе «Техноинтеллект» (учитель Шинкевич Н.В.), учащиеся начальных классов успешно участвовали в районном конкурсе исследовательских работ и конкурсе технического творчества «Умелые ручки».
Мы приняли участие в мероприятиях организованных Ассоциацией «Образование для будущего» и научным консультантом инновационного проекта: «IT-каникулы», конкурсе «Хочу учиться в STEAM-классе»; участвовали в работе конференции «Актуальные проблемы STEAM-образования», приняли участие в работе международного форума «Информационные технологии в образовании», познакомились с опытом работы частной школы « Stembridg», были участниками Stem-fest-Borisov, конференции «ProSteam» в гимназии г.Дзержинска и д.р.
Заместитель директора
по учебно-методической работе О.Ю.Конопляник