Методическая копилка

Педагогический триумф

Панорама педагогического опыта "Педагогический Триумф"
развернуть
свернуть



Козел Юлия Сергеевна, учитель начальных классов, урок в 3 классе на тему : "Мужской, женский, средний род имен существительных."

Кучеренок Никита Леонидович, учитель географии, урок в 11 классе на тему : "Проблемы международного терроризма".

Улич Карина Вадимовна, учитель химии, урок в 8 классе на тему : "Степени окисления."

свернуть

XIII педагогический марафон. Информ-досье "Есть такая профессия - библиотекарь"

8 апреля в рамках 13 Педагогического марафона в гимназии Фаниполя состоялось информ-досье "Есть такая профессия - библиотекарь" для учащихся 6 класса.
развернуть
свернуть

Мероприятие было организовано в форме вопросов и ответов о профессии библиотекаря. Ребята увидели самые знаменитые библиотеки мира, познакомились с известными людьми, которые работали библиотекарями, узнали, в чем состоит труд библиотекаря, ответили на вопросы викторины о профессиях

свернуть

XIII педагогический марафон. Тренинг "Берегу себя и других"

В рамках XIII педагогического марафона, педагогом-психологом был проведён тренинг "Берегу себя и других".
развернуть
свернуть

Задачей которого было:
1. Создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
2. Развить у педагогов коммуникативные умения.
3. Сформировать навыки позитивного самовосприятия.
4. Научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной саморегуляции.

свернуть

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРИОБЩЕНИЯ УЧЕНИКА К КОНСТРУИРОВАНИЮ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Семинар «Включение учителей в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода преподавания учебных предметов»

Тематическая консультация

«О применение современных методов и приемов, обеспечивающих подготовку учащихся к исследовательской деятельности».
развернуть

«Профессиональная компетентность современного педагога»

В ходе мероприятия были обсуждены вопросы об этапах формирования профессиональной компетентности и компетентностная модель современного учителя.
развернуть
свернуть
В рамках «Педагогического марафона» был проведен круглый стол  по теме «Профессиональная компетентность современного педагога». Категория участников – учителя русского языка и литературы (члены методического объединения учителей русского языка и литературы), количество участников – 6 человек.

В ходе мероприятия были обсуждены вопросы об этапах формирования профессиональной компетентности и компетентностная модель современного учителя.

Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога. Основная идея на круглом столе – это то, что профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. В ходе обсуждения вопросов педагоги пришли к выводу, что развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Исходя из современных требований, педагоги определили основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методическом объединении, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; обобщение собственного педагогического опыта; использование ИКТ.

Учителя русского языка и литературы на круглом столе обсудили, что развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

свернуть

Современный урок

свернуть
 

Современный урок

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок образовательного процесса.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Типология уроков

Выделяются пять типов уроков:

  1. уроки изучения нового учебного материала;
  2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
  3. уроки обобщения и систематизации;
  4. комбинированные уроки;
  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.

Целепологание урока

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Задача -  это то, что нужно  сделать, чтобы достичь цели. Другими  словами, это средство  для  достижения  цели.

Целепологание в  обучении – это  установление  учениками  и учителем  целей  и задач  обучения  на определенных  его этапах.

Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс.

Исходя из этих соображений и новым рекомендациям ученых (в частности Запрудского Н.И.) предлагаются следующие способы постановки образовательной цели урока через деятельность учащихся:

 

Тип урока

Примеры

формулирования цели урока

Уроки изучения нового учебного материала

– учащиеся должны иметь представление о ...

– учащиеся должны иметь общее понятие о ...

– учащиеся должны распознавать ...

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

– учащиеся должны понимать содержание ...

– учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях ...

– учащиеся должны уметь выявлять закономерности ...

– учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации

– учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание ...

– учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания ...

Комбинированные уроки

– учащиеся должны знать ...

– учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

– учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания ...

Уроки обобщения и систематизации

– учащиеся должны знать ...

– учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал ...

– учащиеся должны уметь делать обобщение ...

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

– учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре ...

– учащиеся должны уметь воспроизводить   по образцу ...

– учащиеся должны уметь воспроизводить   по предложенному алгоритму ...

– учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию ...

– учащиеся должны владеть компетенцией ...

– учащиеся должны выполнить тест, самостоятельную работу …

 

Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с ...»

Подмена цели методом

обучения

«Рассказать учащимся о …»

«Показать учащимся …»

Подмена цели процессом

деятельности

«Учащиеся решают задачи по теме ...» «Учащиеся выполняют работу ...»

 

Учитель для урока определяет не воспитательные и развивающие цели, а задачи воспитания и развития.

Для формулировки задач воспитания и развития используют глаголы: способствовать, содействовать, создать условия и т.д. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать.

Примеры развивающих задач:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…»

«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях…»

«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов…»

«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

Примеры воспитательных задач:

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся…»

 «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением…»

«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе…»

«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении…»

«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения…»

«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля…»

«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Структура уроков

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Урок изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполненных работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

Урок формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

Урок применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений визмененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Урок повторения:

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

Повторительно-обобщающий урок:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Урок контроля и коррекции:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Комбинированный урок:

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в том числе и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структурные элементы урока

1.Организационный этап.

  1. Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
  2. Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
  3. Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
  5. Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.
  6. Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
  7. Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

  1. Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
  2. Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
  3. Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
  5. Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
  6. Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
  7. Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

3.Этап всесторонней проверки ЗУН.

  1. Дидактическая задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
  2. Содержание этапа. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчетов учащихся; оценка ЗУН.
  3. Условия достижения положительных результатов. Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
  5. Требования к ЗУН. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.
  6. Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН. Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

  1. Дидактическая задача этапа. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
  2. Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
  3. Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).

5. Этап усвоения новых знаний.

  1. Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
  2. Содержание этапа. Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.
  3. Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.
  5. Требования. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.
  6. Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.
  7. Ошибки, допускаемые при реализации. Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для учащихся уровень изложения.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала. Этап усвоения новых знаний.

  1. Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
  2. Содержание этапа. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
  3. Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

7. Этап закрепления нового материала.

  1. Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
  2. Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
  3. Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся
  5. Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
  6. Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность
  7. Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление. упор делается не на главном.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
  2. Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока
  3. Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
  4. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
  5. Требования к ее реализации дидактической задачи урока. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
  6. Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
  7. Ошибки, допускаемые при реализации. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

9.Подведение итогов урока.

  1. Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
  2. Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
  3. Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.
  4. Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
  5. Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
  6. Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Методы обучения

По источнику знаний выделяют словесные, практические и наглядные методы обучения (МО).

Словесные методы направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся.

Наглядные методы ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся.

Практические методы направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

В  г р у п п е  с л о в е с н ы х   М О   в ы д е л я ю т   с л е д у ю щ и е:

– объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, иначе говоря, раскрывается логическая природа того или иного явления;

– рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер;

– работа с печатным источником информации – это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

– описание – вид устного изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;

– рассуждение – вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

– беседа – форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.

В г р у п п е  н а г л я д н ы х  М О в ы д е л я ю т: демонстрацию, показ образца, иллюстрацию.

В  г р у п п е  п р а к т и ч е с к и х  М О  в ы д е л я ю т:

– наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

– опыт – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;

– лабораторную работу, упражнения и др.

Характеристика методов обучения:

1) объяснительно-иллюстративные МО отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания;

2) репродуктивные МО способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

3) методы проблемного обучения:

– проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

– частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

– исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении;

4) методы организации учебно-познавательной деятельности:

– словесные, наглядные, практические;

– аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;

– репродуктивные, проблемно-поисковые;

– методы самостоятельной работы и работы под руководством;

5) методы стимулирования и мотивации:

– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);

6) методы контроля и самоконтроля:

– устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

– письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

– методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль);

7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

– классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

– определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.);

– различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

– деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная);

8) методы программированного обучения – особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является, с точки зрения задач умственного развития учащихся, жесткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством

Использование методов мотивации и стимулирования обучающихся

Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

I. Э м о ц и о н а л ь н ы е: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. П о з н а в а т е л ь н ы е: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

III. В о л е в ы е: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.

IV. С о ц и а л ь н ы е: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Оценивание учащихся

Оценка – отношение к результату проверки знаний в сравнении с эталоном.

Отметка – это зафиксированный в баллах результат оценки.

Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяется пять уровней усвоения учебного материала.

Первый уровень (низкий) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

Методы контроля знаний учащихся (метод – система определённых приёмов обучения):

– устные;

– письменные;

– графические;

– программированные;

– комбинированные.

У с т н ы е: опрос учителем, взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог.

П и с ь м е н н ы е: контрольные работы, работа по карточке, письменный зачёт, письменный опрос, решение задач, составление задач, составление плана, тесты.

И г р о в ы е: викторины, «Дуэли», соревнования, игры на внимание, тематические праздники.

Г р а ф и ч е с к и е: опорные конспекты, графические диктанты, работа с контурной картой, составление схем, чертежей, тематический рисунок.

П р о г р а м м и р о в а н н ы е: компьютерные тесты, компьютерные лабораторные работы, компьютерное моделирование, слайд-презентация ответа, сообщения.

К о м б и н и р о в а н н ы е: самоконтроль, рефлексивные карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали, олимпиады, предметные недели.

Формы контроля знаний учащихся:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные;

– дифференцированные.

Виды контроля:

– входной;

– текущий;

– рубежный;

– итоговый.

Учителю также нужно подумать,  можно ли не оценивать ответ ученика, если он оказался ниже ожидаемого. Считается правильным, если уже при первой встрече рассказать учащимся о критериях оценок, чтобы они поняли основные требования, которых придерживается учитель, оценивая их знания.

Учитель должен соблюдать единые требования в организации контроля и оценки  знаний учащихся:

- объективность, т.е. соответствие оценки знаниям, умениям и отношению к учебе школьников;

- всесторонность, т.е. полный учет знаний, умений и навыков учащихся и различных видов работы ученика на протяжении урока;

- гласность и ясность, т.е. доведение до учащихся обоснованности оценки;

- действительность т.е. нельзя оценивать ответ учащегося в зависимости от его дисциплинированности, поведения на уроке.

Рефлексия

Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

По цели:

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

 Замечание по рефлексии

  • Адаптировать форму проведения рефлексии под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

Гигиенические требования к уроку

  1. температурный режим: +15- +18 0С, влажность: 30 - 60%;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления (наличие эмоциональных разрядам);
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
  8. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  9. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока

  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. учитель должен обеспечить активное учение каждого учащегося.

Вывод «Деятельность современного педагога на уроке»

Образовательный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется учителем и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях, не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исклю­чительное значение имеет продуманная логика изложения и доказа­тельность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как догматизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение — доступных для учащихся доказательств. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.

Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке — один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безобидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения не­дисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с классом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках — злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.

Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досад­ная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психологического климата.

Содержание

и ход занятий

Характеристика этапов традиционного занятия

Характеристика этапов современного занятия

I. Организационный момент:

– своевременность начала занятия, выполнение единых требований к правилам внутреннего распорядка и внешнему виду учащихся;

– сообщение темы и цели занятия (с проведением мотивации, актуализации и реализации профильности, с привлечением учащихся к постановке

целей и т. д.)

 

 

1) Внешняя мотивация  (преобладание волевых методов: принуждение и др.);

2) авторитарный характер предъявления требований;

 

 

1) неконкретность и недиагностичность  цели;

2) доминирование обучающей цели (ЗУН);

3) формулирует педагог;

4) цели – для преподавателя;

5) ориентация на уровень обученности

 

 

1) Внутренняя мотивация (преобладание познавательных, эмоциональных, социальных методов: убеждение и др.);

2) демократический характер предъявления требований;

 

1) конкретность, четкость, диагностичность цели;

2) доминирование образовательной цели;

3) формулируют сами или совместно с педагогом;

4) цель – для всех участников;

5) ориентация на уровень обучаемости и развития учащихся (образованности)

II. Контроль исходного уровня знаний

(целесообразность использования форм контроля, выбранных преподавателем на практическом занятии, на уроке или семинаре: четкость постановки вопросов, практических заданий, ситуационных задач, привлечение учащихся к разработке дидактических материалов, использование различных форм учебной работы, организация проверки самостоятельной работы учащихся и т. д.)

1. Преобладание фронтальных, групповых форм контроля.

2. Не всегда целесообразное или стихийное использование форм контроля.

3. Преобладание направленных (адресных) вопросов.

4. Проведение контроля самим преподавателем.

5. Формальное, стихийное, бессистемное привлечение учащихся к разработке дидактических материалов.

6. Использование пассивных методов диагностики (тесты, анализы документации, работ учащихся и др.).

7. Организация преподавателем проверки самостоятельных работ учащихся

1. Ориентация на само- и взаимоконтроль (преобладание индивидуально-парных форм контроля).

2. Целесообразность форм контроля, т. е. соответствие целям и задачам на каждом этапе.

3. Оптимальное сочетание направленных и не-направленных вопросов.

4. Привлечение учащихся к постановке контрольных вопросов и оцениванию знаний.

5. Целенаправленное, систематическое привлечение учащихся к осознанной  самостоятельной разработке дидактических материалов.

6. Использование активных методов диагностики  (АКС, анализ си-туационных задач и др.).

7. Организация самопроверки и взаимопроверки

III. Объяснение нового материала

1. Оптимальность объема в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

2. Ориентация на инвариантный объем изучаемого материала

3. Ориентация на дидактические принципы: доступности, наглядности, прочности.

4. Информационная направленность учебного процесса.

5. Преобладание традиционных (репродуктивного и объяснительно-иллюстративного) методов обучения.

6. Использование информационно-сообщающих и инструктивно-практических методов преподавания.

7. Ориентация на исполнительский метод учения

1. Одинаковый (оптимальный) объем для всех учащихся.

 

 

2. Оптимальное сочетание инвариантной и вариативной частей изучаемого материала

3. Ориентация на дидактические принципы: научности, систем-ности, сознательности и активности, связи теории с практикой.

4. Развивающая направленность учебного процесса.

5. Преобладание активных методов обучения – программированного, проблемного, эвристического и др.

6. Использование объяснительно-побуждающих и проблемно-по-буждающих методов преподавания.

7. Использование продуктивно-практических, частично-поиско-вых и творчески-поисковых методов учения

IV. Организация практической части

1. Неполное соответствие поставленным целям используемых методов обучения (нецелесообразность).

2. Формальное проведение инструктажа.

3. При организации рабочего места учащегося использование волевых методов мотивации

1. Полное соответствие выбранных методов обучения целям занятия (целесообразность).

2. Формирование осознанного отношения к полученному инструктажу.

3. При организации рабочего места учащегося использование эмоционально-познавательных методов мотивации

 

4. Наличие дидактических материалов для учащихся: объяснительно-иллюстративный характер методических указаний; одинаковые задания для всех учащихся.

5. Репродуктивный характер самостоятельной работы учащихся

4. Наличие дидактических материалов для учащихся: проблемно-поисковый характер методических указаний; дифференцированные задания для учащихся.

5. Частично-поисковый характер самостоятельной работы учащихся

V. Оформление учебной документации

Формальные требования к оформлению учебной документации

Формирование осознанного отношения к оформлению учебной документации

VI. Закрепление(использование дидактических заданий, методов получения обратной связи и активизации познавательной деятельности учащихся)

1. Использование традиционно-репродуктивных форм опроса с целью воспроизведения полученных знаний.

2. Преобладающий метод получения обратной связи – монолог.

3. Доминирование направленных вопросов при закреплении.

4. Уровень совершенствования знаний – уточнение, углубление, расширение знаний

1. Использование интерактивных, диалогичных, диагностических форм и методов определения уровня усвоения изученного материала.

2. Методы получения обратной связи – диалог и полилог.

3. Оптимальное сочетание направленных и ненаправленных вопросов для активизации познавательной деятельности учащихся.

4. Уровень совершенствования знаний – систематизация и актуализация знаний

VII. Подведение итогов занятия

1. Субъективизм в оценках, формальное, количественное оценивание без комментария.

2. Оценивание в основном самим преподавателем.

3. При оценивании качества знаний учащихся – приоритет прочности и объемности

1. Объективность оценок, индивидально-дифференцированное, качественное оценивание с комментариями для усиления воспитательного значения оценки.

2. Взаимо- и самооценка.

3. При оценивании – ориентация на осознанность, системность и мобильность полученных знаний

VIII. Задание на дом

1. Недифференцированные задания для всех.

2. Отсутствие свободы выбора: объема, уровня сложности и формы представления домашнего задания.

3. Неоптимальность объема домашних заданий.

4. Акцентирование внимания учащихся на главные вопросы

1. Дифференциация заданий.

2. Возможность выбора учащимися объема, уровня сложности, формы представления результатов д/з.

3. Оптимальный объем заданий.

4. Акцентирование внимания учащихся не только на главные, но и на сложные вопросы с целью прогнозирования возможных затруднений и ошибок

Оценка цели и результатов занятия:

1) степень конкретности и четкости цели;

2) её диагностичность

 

 

Недостаточная четкость и конкретность цели;

 

недиагностичность цели

 

 

Конкретность и четкость цели;

 

 

диагностичность (проверяемость)

3) степень обучающего воздействия на учащихся;

4) развивающий характер занятия;

5) степень воспитательного воздействия

доминирование обучающей цели на занятии;

 

слабо выражен или отсутствует;

 

формальный характер

единство обучающей, развивающей и воспитывающей целей;

 

доминирование развивающей цели занятия;

 

личностно-воспитывающий подход в обучении

Деятельность преподавателя:

1) характеристика дидактической системы;

2) особенности индивидуальной методической системы:

– формы обучения;

– методы обучения;

– методы преподавания;

– формы организации учебной работы учащихся;

– дидактические средства;

– приемы обучения

 

Компоненты традиционной системы обучения:

традиционные: лекции, семинары, практические занятия;

репродуктивные, объяснительно-иллюстра-тивные;

информационно-сообщающие и инструктивно-практические;

доминирование фронтальных форм;

учебники, оборудование;

традиционные

 

Компоненты развивающей, личностно ориентированной систем обучения:

нетрадиционные: проектные, бинарные занятия и др.;

интерактивные методы обучения;

проблемно-побуждающие;

разнообразие форм (индивидуальных, групповых и др.);

профессиональные умения (педтехника), ораторское мастерство и др.;

авторские

Деятельность учащегося (оценка основных характеристик учащихся на занятиях):

– степень познавательной активности, творчества и самостоятельности;

– уровень  совершенствования знаний, умений, навыков;

– качество знаний;

 

 

– мотивация, способствующая организованности и заинтересованности

Доминирование исполнительского метода учения;

 

 

 

репродуктивный характер самостоятельной работы;

 

 

уточнение, углубление, расширение знаний, умений, навыков;

приоритет прочности и объемности;

 

эпизодическая, внешняя (доминирование волевых методов)

Приоритет продуктивно-практических, поисковых и творческих методов учения;

 

 

поисковый характер самостоятельной работы;

 

 

систематизация и актуализация знаний, умений и навыков;

 

ориентация на осознанность, системность, мобильность полученных знаний;

систематическая, внутренняя  (использование социальных, эмоциональных и познавательных методов)

Самоанализ урока

В а р и а н т 1

  1. Место урока в системе уроков по данной теме.
  2. Тип, вид урока; цели урока, степень их достижения в конце урока.
  3. Методы обучения, используемые на уроке в разной классификации (по передаче содержания и способов действий с ними; по организации деятельности школьников и т. п.).
  4. Перечислите формы и методы контроля, используемые на уроке. Определите оперативность их использования.
  5. Выделите этапы урока по их целям и назовите методы мотивации, контроля и обучения на каждом этапе.
  6. Способы осуществления индивидуального подхода, уровневой дифференциации на уроке, учета психологических особенностей школьников, закономерностей процесса обучения.
  7. Охарактеризуйте методические особенности содержания урока (введение нового понятия; изучение свойств, признаков; типовые задачи; операционный состав действий и т. п.).
  8. Выделите аналитические и синтетические приемы умственной деятельности. Каким отдавалось предпочтение на уроке? Почему?
  9. Насколько полно выдержана методика обучения решению задач (анализ, мотивация и моделирование условия, составление модели, выбор теоретической базы, поиск пути решения, решение, исследование результата, формулирование ответа, учебно-познавательный анализ). Чем объясняется отступление от данной методики?
  10.  Какими обобщенными умственными умениями овладели школьники на уроке? Как организовывалась эта деятельность?
  11.  Укажите типичные ошибки учеников при изучении данного содержания; пути их предупреждения и устранения.
  12.  Как использовались игровые ситуации, коллективные и групповые формы работы?
  13.  Были ли на уроке удачные воспитательные моменты? Охарактеризуйте воспитательную ценность урока в целом.
  14.  Удачно ли выбрана система методов обучения на уроке в целом с позиций личностного и деятельностного подходов к процессу обучения?
  15.  Было ли на уроке взаимопонимание учителя и учеников, как строилось общение в процессе совместной работы?
  16.  Ваши рекомендации по совершенствованию, более удачному выбору методов, организации урока.

В а р и а н т 2

I. Тема урока. Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока.

Обоснование учителем структуры урока, степень ее реализации.

II. Содержание урока и его компоненты.

1. Соответствие содержания материала урока требованиям программы:

а) полнота и целостность отражения вопросов программы;

б) умение учителя (учащихся) выделять главное в изученном;

в) связь содержания данного урока с ранее изученным материалом;

г) межпредметные связи.

2. Научность и доступность изложения материала урока. Точность и четкость определения всех изучаемых понятий.

3. Воспитательная направленность содержания урока. Умение учителя выделить основную мировоззренческую идею урока и понимание ее учащимися.

4. Оценка нравственного содержания урока.

5. Практическая направленность содержания. Профориентационное влияние урока, направленность на трудовое воспитание.

III. Методы обучения на уроке.

1. Какие методы обучения доминировали на разных этапах урока?

2. Какие методы и приемы оказывали наиболее эффективное влияние на раскрытие содержания учебного материала?

3. Какие вы можете отметить методические новинки, их эффективность, целесообразность использования именно на данном уроке?

4. Выделите методы и приемы развития познавательной активности учащихся.

5. Оцените методику организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Приемы индивидуализации и дифференциации обучения, приемы организации коллективной работы учащихся.

IV. Организационное начало урока.

1. Готовность учителя к уроку (наличие плана, конспекта, инструментов, оборудования и т. п.).

2. Готовность учащихся к уроку (дежурные, наличие учебников, тетрадей, инструментов и т. п.).

3. Готовность помещения к уроку (доска, мел, чистота и т. д.).

V. Организационная структура урока.

1. Мобилизующее начало урока.

2. Четкость всей структуры урока и законченность его отдельных этапов.

3. Насыщенность урока.

4. Контакт учителя с классом (эрудиция, авторитет, речь и т. п.).

5. Активность учащихся на уроке в целом и на отдельных этапах.

VI. Деятельность учителя на уроке.

1. Организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся на уроке (умение учителя применять методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский).

2. Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся учителем и самоконтроль, самоанализ и критические оценки школьников.

3. Организация побуждения учащихся к деятельности (установки, комментарии учителя, стимулирование интереса, принуждение).

4. Приемы организации внимания, поддерживание интереса к выполняемой учащимися работе, разнообразные задания, целевые установки перед выполнением заданий, использование правила запоминания, приемов актуализации знаний, умений учащихся (специально подобранные вопросы, задачи, алгоритмы, эвристика, схемы и т. п.).

5. Состояние тетрадей, проверка их учителем.

VII. Деятельность учащихся на уроке.

1. В какой мере учителю удалось вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке?

2. С помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемной ситуации, разные уровни деятельности учащихся на отдельных этапах и уроке в целом, виды творческой работы учащихся и т. п.)?

3. В какой мере учителю удалось сочетать фронтальную и индивидуальную работы учащихся на отдельных этапах и уроке в целом? Осуществилась ли попытка организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся?

4. В какой мере учителю удалось формирование знаний, умений и навыков на уроке (организация усвоения, закрепления повторения, предупреждение, забывания и т. п.)?

VIII. Общая оценка урока.

1. Выполнение плана урока.

2. Достижение цели урока.

3. Особенно интересное и поучительное на уроке.

4. Какое и насколько целесообразно применялось оборудование, ТСО, УМК и т. п.?

а) Владение техникой – работа с доской, ТСО, использование наглядных пособий, владение методами и приемами обучения, организаторская деятельность учителя и т. д.

б) Эффективность методики применения комплекса учебных пособий на уроке: учебник, таблица, раздаточный материал и т. д.

в) По каким фактам можно судить об усвоении учебного материала урока и его понимания?

г) Какие пути экономии времени урока были использованы учителем?

5. Какие недостатки отмечены на уроке?

6. Выводы, оценка урока.

 

Вариант 3

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.

 

Вариант 4

Вопросы самоанализа урока

Примерные ответы по самоанализу урока

  1.  

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Урок закрепления   после   изучения   блока уроков по теме: «...».

  1.  

Краткая                        психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учеников). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

 

В классе обучаются дети разных уровней. Сильных -... учеников, слабоуспевающих - ... учеников. При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности: быстрая смена видов деятельности, плавное переключение внимания, подбор дифференцированных заданий.

  1.  

Какова цель урока; дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реального урока.

 

Цель сформулирована чётко и кратко, в ней заложен конечный результат урока; цель урока находится во взаимосвязи с задачами и темой урока. Цель сформулирована таким образом, что она была понятна и осознана учениками.       

  1.  

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке

Для реализации цели урока при отборе учебного материала учитывались: познавательные интересы, потребности учащихся, занимательные факты, активизирующие деятельность учащихся, материалы, требующие мыслительной активности и системы рассуждений.

  1.  

Рационально ли было распределено время, отведенное на все эти этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами. Показать, как другие этапы работали на главный этап.

Урок построен так, что один его структурный компонент, завершаясь логически, переходил в другой, при этом перед каждым новым этапом ставились цель и новая задача, а в конце анализировалось ее достижение.

  1.  

Отбор   дидактических   материалов,   ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.

Дидактический материал, ТСО, наглядные пособия органически вписывались в каждый этап урока, способствовали активизации учащихся, более прочному усвоению знаний.

  1.  

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществляется? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

Контроль на уроке носил формирующий характер, активно использовался самоконтроль, самоанализ, рефлексия.

 

  1.  

Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

 

На мой взгляд, урок достиг своей цели. Знания учащихся по теме были закреплены в творческой форме.

  1.  

Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

В начале урока было создано определённое эмоционально-положительное отношение к уроку, которое при помощи системы поощрений, создания ситуации успеха удалось поддержать на протяжении всего урока

  1.  

Наметить перспективы своей деятельности.

Приобретённые умения и навыки помогут учащимся при изучении других частей речи.

 
свернуть
поделиться в: