Советы психолога

КАК ЗАМЕТИТЬ ПРИБЛИЖАЮЩИЙСЯ СУИЦИД?

свернуть

Обратите особое внимание на Вашего ученика, если заметите в его внешности, поведении, разговорах следующие особенности:

Вербальные признаки:

• Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она может:
• Прямо и явно говорить о смерти:
• Я собираюсь покончить с собой;
• Я не могу так жить.
• Косвенно намекать о своем намерении:
• Я больше не буду ни для кого проблемой;
• Ничто больше не имеет значения;
• Тебе больше не придется обо мне волноваться.
• Много шутить на тему самоубийства.
• Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

• Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
• Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
• В еде – есть слишком много или слишком мало;
• Во сне – спать слишком много или слишком мало;
• Во внешнем виде – стать очень неряшливым;
• В школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашнее задание, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
• Замкнутость от семьи и друзей;
• Быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
• Проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.
• Быть очень критически настроенным по отношению к себе.

Ситуационные признаки

• Быть социально изолированным (не иметь друзей или только одного друга)
• Жить в нестабильном окружении, например:
• Серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом;
• Алкоголизм – личный или семейный;
• Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
• Предпринимать раньше попытки самоубийства.
• Иметь повышенную склонность к самоубийству вследствие того, что самоубийство совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
• Перенести серьезную потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

Всё вышеперечисленное является признаками эмоциональных нарушений, способных привести подростка к самоубийству

свернуть

Алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации

свернуть

Первый этап - "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я сделать?".

Второй этап - "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он тан ведет себя, чего хочет добиться.

Третий этап - "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

Четвертый этап - "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использования.

Пятый этап - "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

Шестой этап - "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учет и, если это необходимо, ЧТО-ТО меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.

Использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной

свернуть

Рекомендации психолога по общению с подростками:

Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый"
развернуть
свернуть

 В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток". Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус .
          Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
          Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально- психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.
         Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции .
         В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.
         Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению "волны дезорганизации" .
        Компоненты конфликтности имеют следующий вид:
  -эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);
  -волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);
  -познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);
  -мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);
  -психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой).
         Есть три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:
  -детерминанты, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
  -собственно психологические детерминанты - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
  -социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия "конфликтность" эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.
       Данные психологические детерминанты в различной степени обуславливают подростковую конфликтность, т. е. имеют свою иерархическую структуру.
       На наш взгляд, главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к искажению идеалов, Я подростка, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненныхустановок. Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами.
        В заключение следует сказать, что научный анализ явлений и событий, которые приобретают характер конфликта, становится актуальным. Особый резонанс проблема подростковой конфликтности приобрела в последнее время. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками.
       Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.

Что же делать?

1. Уметь выслушивать подростка.

2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.

3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).

4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.

6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.

9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

10.Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.

11.Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.

12.Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.

13.Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

14.Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.

15.В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены

свернуть

Советы молодому педагогу

свернуть

1.В повседневном общении с ребятами часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.

2. Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.

3. Если вы хотите, чтобы ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона.

4. Чтобы ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

5. При первом обращении с учеником никогда не старайтесь его критиковать.

6. Если вы хотите завоевать авторитету ученика, проявляйте к нему в процессе обучения искренний интерес.

7. Если вы хотите убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

8. Лучшим словом, располагающим ребенка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даем почувствовать, что он достоин уважения.

9. Вступая в общение с учениками, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог на «равных».

свернуть

Чтобы в классе было комфортно

свернуть

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

 

2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.

 

3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

 

4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

 

5. Выступать в такой роли для каждого ученика.

 

6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).

 

7. Быть активным участником группового взаимодействия.

 

8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.

 

9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

 

10.Хорошо знать самого себя.

Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

- организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);

- оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);
-дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.)

свернуть

Памятка педагогам

Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЦТ и ЭКЗАМЕНАМ
развернуть
свернуть

 

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.

Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Такие тренировки по выполнению тестовых заданий учащимися позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.

Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

  1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.
  2. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.
  3. Используйте при подготовки такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
  4. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.
свернуть