свернутьРекомендации родителям по профориентации
Элитность профессии не всегда хороша для ребёнка
- Вы должны помнить, что самые главные учителя ребёнка – это вы.
- Хорошие оценки ребёнка в школе ещё не означают, что он хорошо преуспеет в жизни.
Жизнь, в которую он вступает, - это новая учёба. Помимо полученных знаний необходимо
осознанно подойти к выбору будущей сферы деятельности.
- Вы помните своего ребёнка маленьким, когда он только начинал ходить? Он падал,
вставал, снова падал, снова вставал. Так может быть и во взрослой жизни. Помогайте ему
вставать, анализируйте причины неудач, подсказывайте! Ведь вы знаете своего ребёнка
лучше всех. И вы можете ему помочь во многом – в том числе и при выборе профессии.
Вы лучше чувствуете, к чему у него лежит душа.
- Не убивайте в детях инициативу! Разбросанные в комнате провода, болтики, выкройки,
рисунки, вырезки указывают на определённое увлечение. Увлечение, склонность – это
начало выбора профессии, познание того, что потом пригодится в жизни.
-Помните! Советуя что-то детям при выборе профессии, вы излагаете свои предпочтения,
т.е. то, что нравится больше вам. Но это необязательно может интересовать вашего
ребёнка. В мире нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых отпечатков пальцев, двух
одинаковых людей. Подсказывайте, обсуждайте, взвешивайте, но принимать решение
предоставьте своему ребёнку. Он лучше знает, к чему его больше влечёт.
- По-разному дети усваивают школьный материал. Не всегда способны развить свои
способности. Помогите детям их узнать и раскрыть. Может, ваш ребёнок окажется
способным к освоению профессии через практику. Привлекайте его к различным видам
деятельности, дайте возможность проявить себя.
- Погружайте в «среду» профессии. Если ребёнок слышит беседы родителей об их
профессиональной деятельности, то он постепенно погружается во все тонкости данной
работы. Ваше отношение к профессии передаётся детям. Если вы любите своё дело и
между вами и детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что они заинтересуются
вашей профессией. Однако не стоить ограничивать знакомство ребёнка только со своей
профессией. Пусть ребёнок познакомится с самыми разными областями человеческой
деятельности.
Рекомендации родителям по профориентации
- Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в
ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести
разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю
заинтересованность.
- Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо
попытаться понять, с чем это связанно.
- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах,
выбрав какое-то конкретное занятие.
- Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не
запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему
составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо
успеть.
- Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи
на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о
карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к
поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство,
гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности.
Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную
работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м
классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают
ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что
большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор
самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед
необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в
основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и
учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться
в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж
рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш
повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об
этом не говорит.
С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за
совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для
себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но, разумеется,
действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена
доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса
заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в
доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь
ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая
профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду,
образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению,
должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких
требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность,
занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки -
названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу,
сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс,
если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.
Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется,
такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он
предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над
личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно
знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен,
его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.
Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но
на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия
«профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то
говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета,
поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто
пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той
информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная
профессия, какие ограничения она накладывает. К профориентационной работе можно
привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему
юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их
пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного
общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте
информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут
помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также
интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о
существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и
разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению
взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка
заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном
кружке, секции, классе. Например, в Московском городском дворце детского творчества
на Воробьевых горах работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников,
предпринимателей, продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других,
общим числом более 1 200! (Обратите внимание: занятия в большинстве из них
бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ (юного химика,
физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.). Задача таких школ не
столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в приобретении начального
профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри». Занятия в некоторых из
таких школ также бесплатные.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы
выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий,
но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь
очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной
стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например,
дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение
замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую
подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых
тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые
позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности,
способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако надо
иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем
быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он
по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае
нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых
дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное
значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои
студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться,
прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не
зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не
задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет
делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет
снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься
заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту
проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал
стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось
уйти. Теперь он думает, кем быть». Ошибка - тоже опыт Выбор профессии - дело, без
сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу
необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их
нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда
будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии.
Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое.
Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова
будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что
специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем
не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то
переиграть или начать заново.
Пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств:
- Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной
категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом
только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.
- Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие
квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать
из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных
специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.
- Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране
наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто
пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.
- Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в
Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.
- Продавцы, кассиры. Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на
данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных
специалистах будет только возрастать.
Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес - аналитики,
тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие
иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора,
переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы,
водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы.