свернутьВ рамках мероприятий по преемственности предлагаем материал для родителей
"Растим будущего первоклассника"
Жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно и есть, то они не умеют организовать его, т.к. их не научили играть.
Что для нас, взрослых, игра? Пустое занятие, времяпрепровождение без цели и толку. Что игра для детей? это их жизнь, не выдуманная, реальная. Между нами и детьми огромное жизненное пространство, состоящее из разницы в возрасте и разницы наших интересов.
Чего хотим мы, взрослые? Конечно, подготовить ребенка к школе, да так, чтобы был не глупее других. Нам приходится нанимать репетиторов, водить детей в разнообразные студии, кружки, где изучают иностранный язык, осваивают компьютеры, логику, риторику и прочее, прочее…
Интерес ребенка — жизнь, бытие, игра, познание. А на них-то как раз и не хватает времени. Рук не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось так называемых «школ развития», удовлетворяющих потребность родителей (а не детей!) в интеллектуальной подготовке ребенка к школе. И в противовес им — ни одной «школы игры».
Впоследствии ранняя интеллектуализация ребенка оборачивается множеством конфликтов, с которыми и он, и его родители непременно сталкиваются в период школьного обучения. Чрезмерное увлечение насыщением подготовки ребенка к школе блокирует развитие других сфер, вне которых невозможно обеспечение целостной и полноценной готовности к освоению нового и довольно сложного вида деятельности — учебной, предпосылки которой формируются именно в игре. Именно в игре преимущественно осуществляется и интеллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие ребенка.
Так, развитие мышления и воображения ребенка в игре происходит от того, что в ней существуют условные действия, которые, усложняясь, постепенно переходят в умственный план. Кроме того, в игре происходит развитие личности ребенка. Принимая на себя различные роли, он учится сочувствовать, сопереживать, понимать отношения между людьми. В игре он учится согласовывать свои действия с действиями сверстников, что и обеспечивает социализацию ребенка. Известный отечественный исследователь детской игры Даниил Борисович Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним — как он играет. Если умеет — к школьному обучению готов, не умеет — не готов.
Однако единственное, что может сблизить и стереть границы между взрослым и ребенком — это игра. Но именно ею мы и пренебрегаем и как средство общения со своим ребенком, и как методом воспитания, и как формой организации детского досуга. Часто ли мы искренне радуемся игровым достижениям ребенка? Много ли мы интересуемся жизнью ребенка во дворе, в детском саду? Самые распространенные вопросы родителей к ребенку, когда его забирают из детского сада, касаются, в первую очередь, питания и поведения: «Ты хорошо себя вел сегодня? Чем вас кормили на обед?» И ни одного вопроса о деятельности ребенка, о его достижениях: «Чему новому ты сегодня научился? Во что вы играли? Чем занимались на занятиях, на прогулке?»
«Рекомендации по формированию психологической готовности к школе» (Е.Е. Сапоговой)
- Детей, утративших интерес к игре, больше занимать продуктивными видами деятельности — рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Не следует заставлять их играть, лучше предлагать им игры-задания (задачи на выполнение действий по образцу; задачи, требующие инициативы и самостоятельности). На занятиях таким детям надо предлагать задания, имеющие вид учебной задачи, более сложные, дающие продуктивный результат;
- У детей, больше интересующихся игрой, полезно стимулировать высокие уровни развития игры (например, детский театр с распределением ролей; в процессе игры предложить ребенку сделать предмет своими руками — вылепить, вырезать, собрать из деталей конструктора, выстроить из кубиков, смастерить из ткани). На занятиях предлагать им задания, имеющие игровые, внешне привлекательные моменты, чаще хвалить.
Материал при объяснении желательно дробить на более мелкие порции, организовать его усвоение в игре или играх, связанных общей идеей (путешествие по «Стране грамотеев», по «Царству математических ловушек»). Усвоение материала такими детьми хорошо совмещать с продуктивной деятельностью;
- Детям обеих групп предлагать больше заданий на развитие воображения, творческой инициативы, что стимулирует развитие знаковой функции (игра «в театр», придумывание сказок с продолжением «по цепочке», рисование и лепка несуществующих животных и т.д.);
- Стимулировать новый уровень общения ребенка с взрослыми — больше разговаривать с ним, обсуждать проблемы, создавая видимость общения на равных, иногда ставить в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается «ответственность» (оставить в группе за старшего, когда уходит воспитатель; назначить ответственным за тишину, за игрушки). Дома давать специальные поручения, выполняя которые, ребенок видел бы результат и чувствовал его важность для всей семьи (кормить кошку, поливать цветы и т.д.);
- Формировать произвольность поведения, умение планировать свои действия, видеть их результат (пусть дети сами распланируют день в группе, расскажут, как мысленно пройти от детского сада до дома и т.д.). Очень полезно применение заданий с самоконтролем (завести для ребенка календарь, в котором он бы отмечал выполнение своих постоянных поручений цветными фломастерами).
Советы родителям будущего первоклассника
Проблема готовности детей к школе является одной из важнейших в педагогике и психологии с давних времен. Ее значимость обусловлена тем общепризнанным фактом, что поступление в школу коренным образом меняет жизнь ребенка и поэтому возникают трудности, с которыми дети справляются по-разному. От чего это зависит? От подготовленности. Насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом будет зависеть успешность его обучения.
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психолого-педагогической готовности принято выделять следующие компоненты:
- Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
- Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
- Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
Готовность ребенка к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства.
Обеспечить гармоничное, разностороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только совместные усилия воспитателей дошкольного образования и родителей.
О чем стоит знать родителям будущего первоклассника?
- Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше времени. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
- В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются его реальные возможности. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают ребенка, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, собственных интересов, общения со сверстниками.
- Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Они заранее пугают: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят учиться!». Другие, наоборот, уверенны в способностях своего чада и наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к успехам, а не трудностям.
- Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую низкую отметку воспринимают как трагедию. Не следует ждать только наивысших результатов, требовать, чтобы ребенок был отличником.
- Необходимо научить ребенка относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному. Поддерживать уверенность в себе, чувство, что он преодолеет любые трудности и в то же время всегда может полагаться на вашу помощь, учить рассчитывать свои силы.
- У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками. Необходимо научить видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
- Особое внимание следует обращать на распорядок дня детей – это условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Он организует деятельность, приучает к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Если распорядок не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения.
- Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Анкета для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
Отметьте те высказывания, с которыми вы согласны. Результаты анкеты позволят определить, что следует развивать у ребенка при подготовке к школе.
- 1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
- 2. Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?
- 3. Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор, пазл?
- 4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?
- 5. Умеет ли он составить рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений?
- 6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
- 7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
- 8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
- 9. Умеет ли он считать до 10 и обратно?
- 10. Может ли Ваш ребенок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
- 11. Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?
- 12. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
- 13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за 1 минуту?
- 14. Знает ли ребенок названия диких или домашних животных?
- 15. Может ли он обобщать понятия, например, назвать яблоко, грушу, банан одним словом «фрукты»?
- 16. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
- 17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Тест для родителей «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»
- 1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
- 2. Вам кажется, что Ваш ребенок будет учиться хуже других детей?
- 3. Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть?
- 4. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
- 5. Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?
- 6. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
- 7. На Ваш взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка?
- 8. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными?
- 9. Вас волнует вопрос, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку?
- 10. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка?
- 11. По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
- 12. Вам кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить?
- 13. Вы опасаетесь, что дети будут обижать и дразнить Вашего ребенка?
- 14. Вы считаете, что Ваш малыш значительно слабее своих сверстников?
- 15. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
- 16. Вы боитесь даже думать о том, как Ваш ребенок будет обходиться без дневного сна?
- 17. Ваш ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Ответ «да» - 1 балл, «нет» - 0.
Результаты теста:
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы не уверенны в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствуют оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.
Тест – опрос для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о школе?»
- Как обращаются к учительнице?
- Как привлечь к себе внимание, если нужно что-то спросить?
- Что говорят, если нужно выйти?
- Что такое урок?
- Как узнают, что начался урок?
- Что такое перемена?
- Для чего нужна перемена?
- Как в школе называют стол, за которым дети пишут?
- Где пишет учитель, когда объясняет задание?
- Что такое отметка?
- Какие отметки хорошие, а какие плохие?
- Что такое школьный дневник?
- В классе учатся дети одного возраста или разного?
- Что такое каникулы?
Тест «Мотивационная готовность к школе» А.Л. Венгера
Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.
Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен выбрать, ответ, который тебе больше нравится».
- Если было бы две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
- Если было бы две школы - одна с уроками и переменами, а другая - только с переменами и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?
- Если было бы две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки и четвёрки, а в другой давали бы сладости и игрушки. В какой из них ты бы хотел учиться?
- Если было бы две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке всё, что хочешь. В какой из них ты бы хотел учиться?
- Если было бы две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет. В какой из них ты бы хотел учиться?
- Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы её заменить либо другой учительницей, либо мамой, кого бы ты выбрал?
- Если бы мама сказала: "Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду (дома), а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы мама сказала: " Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Обработка результатов:
за каждый правильный ответ даётся 1 балл,
за каждый неправильный ответ - 0 баллов.
Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.
10 заповедей родителей будущего первоклассника
- Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. д.)».
- Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
- Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних.
- Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
- Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
- Приобщайте ребёнка к экономике семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженое, комментируя сумму на тот и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
- Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи — залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно.
- Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
- Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого — основа для взаимопонимания.
- Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
- Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребёнку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
Что делать, если ребенок не хочет учиться?
1 этап. Выполняйте как можно больше заданий вместе с ребёнком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача - понять, каких именно представлений и умений у ребёнка нет и помочь ему овладеть ими.
II этап. Ребёнок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет небольшую часть заданий. Каждое удачное выполнение должно отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребёнка, а разберитесь вместе, что ему помешало всё хорошо сделать. Ваша задача — научить ребёнка чувствовать радость от первых успехов.
III этап. Постепенное увеличение самостоятельной работы, вплоть до того, что ребёнок сам делает все уроки. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача — быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.
IV этап. Ребёнок делает задания самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того, чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание (сначала с вашей помощью). Вы проверяете выполнение всех заданий (устных и письменных). Ваша задача — только контроль.
И ещё несколько советов:
- признавайте право ребёнка на ошибку;
- научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;
- учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;
- научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать;
- научите ребёнка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализировать их;
- главное: постоянно показывайте, что вы уверены в нём и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы — его защита и опора.
Левая или правая?
Задания, предлагаемые ребёнку для определения ведущей руки:
- Выполнение одинаковых рисунков (дома, человека, машины) правой и левой рукой.
- Рисование карандашом 10 крестиков правой и левой рукой.
- Раскладывание карточек лото: в одной руке держит стопку, другой раскладывает карточки.
- Составление цепочки из 10 металлических скрепок.
- Завязывание и развязывание 3—4 узелков на шнурке.
- Нанизывание на шнурок 5—9 пуговиц с разными отверстиями.
- Выкладывание из счётных палочек фигуры.
- Метание дротика в цель.
- Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора гаечным ключом.
- Складывание фигурок из кубиков.
- Переливание воды из одного флакона в другой.
- Извлечение нескольких бусинок ложкой из банки с водой.
- Застегивание и расстёгивание пуговицы.
- Наматывание нитки на катушку или сматывание нитки в клубок.
Формирование положительного отношения к школе и направленности на обучение
- Экскурсии с ребёнком в школу.
- Встреча и знакомство с учителями.
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.
- Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
- Семейное чтение художественной литературы.
- Организация книжного уголка для ребёнка.
- Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
- Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.
- Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».
Как не пропустить в своем ребенке первые симптомы дезадаптации?
Вот основные симптомы, указывающие на усталость детского организма:
- Ребенок чаще чем обычно забывает дома тетрадку, учебник; не успевает записать домашнее задание.
- Почерк укрупняется или наоборот; могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы, строчка резко идет вниз.
- Увеличивается число нелогичных ошибок, описок.
- Могут возникнуть жалобы на головную боль, тошноту, бессонницу.
- Обилие необдуманных движений и действий; агрессивность или заторможенность; беспричинный смех или плач.
Как ему помочь?
- Для того чтобы облегчить процесс выполнения домашнего задания, постарайтесь организовать место для занятий. Оно должно быть структурировано: пусть на столе, под столом, на полке, в шкафу будет побольше коробочек, ящичков - каждый для своей вещи. Четкая пространственная структура помогает навести порядок и в голове.
- Эффективность выполнения домашнего задания значительно возрастает, если оно выполняется с положительным настроем. Старайтесь отмечать даже самые маленькие успехи ребенка! И пусть в перерыве его ждет приятный сюрприз!
- Каждый час выделяйте короткие промежутки времени (10 - 15 минут) для отдыха, или предложите ребенку самому контролировать затраченное время на упражнения.
- Для перерыва подходят - чай с лимоном и медом, банан, апельсин, орехи, цукаты; не годится - выпечка, сдоба, бутерброды. Рафинированные углеводы плохо снабжают мозг энергией, вызывают резкие скачки уровня инсулина, плохо перевариваются. Также между выполнением заданий можно предложить ребенку помочь вам в каком-то интересном деле или просто поиграть. Для перерыва не подходят: компьютер и телевизор. Дело в том, что чередование уроков с компьютером не дает мозгу отдохнуть (норма работы за компьютером для младшего школьника - до 20 минут в день).
- Работа мозга улучшается, если заниматься в световой день в хорошо проветриваемом помещении; полезно обогатить воздух ароматом масла лимона, грейпфрута, кедра, которые устраняют нервозность, растерянность, дают ясность мыслей, ощущение стабильности и надежности и укрепляют самосознание.
- Полностью расслабиться после занятий помогут бег на лыжах, катание на коньках, плавание.
- В периоды повышенной нагрузки особое внимание нужно уделять сну ребенка. Достаточное количество часов сна в спокойной, знакомой для него обстановке восстановит силы организма и работоспособность нервных клеток.