Цель – создание модели психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждении образования.
Задачи:
1) провести теоретико-методологический анализ концептуальных подходов к феномену детской одаренности;
2) провести эмпирическое исследование индивидуально-личностных качеств одаренных и высокомотивированных учащихся;
3) повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей;
4) организовать психолого-педагогическое сопровождение одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждении образования на основе предложенной теоретической модели;
5) провести мониторинг качества психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждении образования.
Сроки реализации педагогического проекта: 2024 – 2026 гг.
Сведения о руководителе учреждения образования: директор гимназии Мойсейчик Галина Казимировна
Сведения о руководителях педагогического проекта: Конопляник Оксана Юрьевна, заместитель директора по учебно-методической работе, Герасенко Людмила Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе
Сведения об участниках реализации педагогического проекта:
Володько Н.В., классный руководитель 4 «А» класса
Кулеш Л.А., классный руководитель 4 «Б» класса
Козел Ю.С., классный руководитель 4 «Д» класса
Галяк О.Б., классный руководитель 5 «А»
Терешко Л.И., классный руководитель 5 «В» класса
Забавская И.И., классный руководитель 6 «А»
Пивоварчик Т.Ю., классный руководитель 7 «А» класса
Кардаш Е.И., классный руководитель 8 «А» класса
Михайленко А.И., классный руководитель 8 «Б» класса
Астраух Е.О., классный руководитель 9 «Б» класса
Медзер М.Л., классный руководитель 10 «А» класса
Лакисова Е.И., классный руководитель 11 «Б» класса
Сопот Е.В., педагог- психолог
Актуальность педагогического проекта:
В настоящее время одаренность детей является одной из актуальных и приоритетных тем исследования. Проблемы выявления и поддержки одаренных детей всегда находились в центре внимания педагогического сообщества. Интерес современного общества к детской одаренности связан в первую очередь с потребностью государства в неординарных творческих личностях, обладающих высокой социальной и гражданской активностью, умеющих нестандартно мыслить и способных успешно развивать страну.
Процветание Республики Беларусь во многом будет напрямую зависеть от развития личностных ресурсов человека, его способности на протяжении всей жизни быть социально и профессионально мобильным, от создания развивающей творческой культурно-образовательной среды, обеспечивающей становление разнообразных качеств и способностей личности учащегося, от умения молодых людей гибко и адекватно реагировать на изменение жизненных ситуаций, ставить новые перспективные цели, принимать самостоятельные и нестандартные решения.
Этим обусловлена принципиально новая образовательная политика, учитывающая изменившийся социальный заказ общества и предполагающая создание системы целенаправленной и продуктивной деятельности в данном направлении. Подтверждением тому может служить успешная реализация государственной политики в области образования:
- модернизация системы выявления, учета, социальной поддержки и работы с одаренной и талантливой молодежью (Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года);
- инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося – одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами (Кодекс об образовании Республики Беларусь);
- поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научной, научно-технической и инновационной деятельности, стремления к личностным научным достижениям в рамках деятельности учреждения образования «Национальный детский технопарк» (Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы).
Тема данного проекта отражена в приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 годы: «Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами)».
Актуальность деятельности обусловлена противоречиями между:
– организацией и проведением олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей и иных образовательных мероприятий на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей и отсутствием системного и целенаправленного психологического сопровождения обучающегося в период данных мероприятий;
– недостаточной теоретической разработанностью проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся и практической необходимостью его осуществления в современных условиях.
Реализация данного педагогического проекта позволит сократить пробелы в теоретических и эмпирических исследованиях проблемы выявления, поддержки и развития одаренных детей, поскольку он направлен на внедрение модели психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся.
Данный проект направлен на:
- определение критериев и признаков одаренности учащихся, создание банка диагностических методик для выявления индивидуально-типологических и личностных особенностей одаренных учащихся;
- осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных учащихся;
- оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач личностного развития, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
- проведение мероприятий по психологическому просвещению участников образовательных отношений, способствующих формированию представлений о природе одаренности, об особенностях обучения и воспитания одаренных учащихся.