Инновационная деятельность

Инновационный проект 
«Внедрение  модели STEAM-образования  как средства допрофильной  подготовки  в учреждении  образования»

Цель:

  • организация допрофильной подготовки учащихся посредством STEAM-образования
  • самоопределение учащихся на выбор профиля обучения посредством STEAM-образования

Задачи:

1. Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.

2. Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого-педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение  на всех этапах реализации инновационного проекта.

3. Повысить мотивацию и предметные, межпредметные компетенции обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла, ориентировать учащихся на выбор будущей  профессии инженерно-технической направленности, IT-специальностей.

4. Создать информационную и предметно-развивающую образовательную среду посредством организации деятельности STEAM-центра, направленной на развитие инженерного мышления и научно-технического творчества детей.

5. Разработать методические и дидактические материалы по эффективному внедрению в массовую образовательную практику принципов STEAM-образования.

6. Сформировать, обобщить и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую педагогическую практику.

Сроки реализации инновационного проекта с 1 сентября 2018 года по 30 июня 2022 года

Научный консультант инновационного проекта 

Мещерякова Анжелика Анатольевна, старший преподаватель кафедры современных методик и технологий образования ГУО "Академия последипломного образования" Министерства образования Республики Беларусь

http://www.academy.edu.by/podrobnee/personalii/1537.html

Рабочий телефон: +375 17 285 78 65;

E-mail: angelikameshcheryakova@gmail.com 

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности осуществляет ГУО "Академия последипломного образования" Министерства образования Республики Беларусь

Ссылка на сайт  http://www.academy.edu.by/component/content/article/57/233-2012-02-12-11-02-25.html 

Руководитель инновационного проекта: Мойсейчик Галина Казимировна, директор государственного учреждения образования «Гимназия г.Фаниполя»,

8-01716-9-47-10, +375445005894

e-mail: fan2@schoolnet.by

Координатор инновационного проекта: Конопляник Оксана Юрьевна,  заместитель директора по учебно-методической работе государственного учреждения образования «Гимназия г.Фаниполя»,

8-01716-9-47-12

e-mail: fan2@schoolnet.by

Инновационная группа педагогов, работающая над реализацией проекта:

Мойсейчик Г.К., директор гимназии – общее руководство проектом;

Конопляник О.Ю., заместитель директора по учебно-методической работе

– организационно - методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;

 

Камоцкий В.А., учитель информатики

– организация работы по информатизации учреждения образования,

направленная на создание оптимальных условий для реализации проекта

и информационно-коммуникативной поддержки педагогов;

 

Вишневская Е.А., заместитель директора по учебной работе

 – организация работы с педагогами на II и III ступени образования по внедрению

инновационного педагогического опыта в их деятельность;         

 

 Бриштен Ю.И., заместитель директора по учебной работе,

 –  организация работы с педагогами на I ступени образования по внедрению

инновационного педагогического опыта в их деятельность.

 

Педагоги, работающие над  реализацией проекта:

Гайсёнок Н.К., учитель немецкого языка;

Макарчук Л.Ф., учитель начальных классов;

Данилова И.А., учитель начальных классов;

Бобровская И.А., учитель начальных классов;

Тулуб Т.И., учитель математики и информатики;

Шинкевич Н.В., учитель трудового обучения;

Терешко Л.И., учитель биологии и химии;

Коршун Л.А., учителю биологии и географии;

Романова А.В., учитель английского языка;

Забавская И.И., учитель математики;

Мокрий С.Я., педагог-психолог.

Основная идея инновационного проекта и инновационная модель

     Предполагается, что благодаря внедрению модели STEAM-образования  будут адаптированы направления, содержание, формы, методы и средства обучения по формированию компетенций педагогов, позволяющих повысить качество образования;

создана креативная образовательная среда, позволяющая учащимся работать в команде,повышать уверенность в своих силах, применять знания в реальной жизни,понимать, как можно применить научные методы на практике;

выявлены эффективные условия и средства для гармоничного развития аналитического мышления (STEAM) и творческого воображения (АРТ), самоопределения и успешной самореализации учащихся в соотвествии  с индивидуальными особенностями и возрастными аспектами.

Ожидаемые результаты:

       В результате внедрения модели STEAM-образования как средства до-профильной подготовки ожидается:

- повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла,

- осознанный выбор учащимися профиля обучения по соответствующим предметам;

- самоопределение учащихся в  будущей  профессиональной деятельности инженерно-технической направленности, IT-специальностей;

- в учреждении образования будет создана обогащенная информационная и предметно-развивающую образовательную среду на основе внедрения STEAM-образования, направленную на развитие инженерного мышления и научно-технического творчества детей;

- создание учебно-методического комплекса, обеспечивающего эффективную реализацию подходов и принципов  STEAM-образования.

Информация об организации работы летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей «Лето в стиле STEAM»

Летний оздоровительный лагерь «Лето в стиле STEAM» действует в течение 18 дней, с 1 июня по 20 июня 2020 года. Летний отдых организован для 26 учащихся начальной школы в возрасте от 6 до 10 лет (2 отряда).

Основной целью работы  летнего лагеря «Лето в стиле STEAM» является создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

  1. Организовать работу с детьми, сочетающую развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом.
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Воспитывать культуру поведения.
  4. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
  5. Прививать навыки здорового образа жизни.
  6. Расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
  7. Воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Программа работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием стала продолжением программы инновационного проекта гимназии «Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки учащихся».

Весь план работы лагеря отличается от предыдущих лет насыщенностью мероприятий связанных со STEAM-образованием.

В 2019 году мероприятия в оздоровительном лагере гимназии были построены согласно тематике «Человек». В 2020 году тематика распределена по неделям и в соответствии с направлениями STEAM-образования.

Неделя «SТ» наук и открытий (01.06 – 06.06)

Неделя «Е» инженерного искусства (08.06 – 13.06)

Неделя «AM» творчества и математики (15.06 – 20.06)

01.06.2020 – «Человек – АРТ личность»

(Рисование на асфальте, изготовление инсталляций из подручных материалов)

02.06.2019 – «Человек и наука»

(Рисование обитателей Google планеты, конструирование парашюта, 7 интересных экспериментов)

03.06.2020 – «Человек и технологии»

(Зарисовки «Компьютер в будущем», час игр «В мире информационных игр»)

04.06.2020 – «Человек и изографы»

(«Зарисовка изографы, составление своего изографы», «Что такое ИЗОГРАФЫ?»)

05.06.2020 – «Человек-исследователь»

(“Вторая жизнь вторичного материала”)

06.06.2020 – «Человек в мире техники»

(Час конструирования «Техник-изобретатель», обзорный час «Мир техники»)

08.06.2020 – «# человек»

(Онлайн энциклопедия « #человек», «Что за знак #?»)

09.06.2020 – «Человек и спорт»

(клуб знатоков «Спортивные рекорды», спортивное мероприятие «Со спортом дружить – здоровыми быть!»)

10.06.2020 – «Человек и профессии»

(КТД «Всегда найдется дело для умелых рук», «Вторая жизнь вторичного материала», «Профессии от А до Я: калейдоскоп профессий»)

11.06.2020 – «Человек и космос»

(Наука для детей – Все о космосе и звездах, музыкальный час «Космические ноты», игра «Космическое путешествие», КТД «Изобретаем ракету»)

12.06.2020 – «Человек и здоровье»

(Устный журнал «Расти здоровым», игровая развлекательная программа «Вместе весело шагать»)

13.06.2020 – «Человек и продукты питания»

(Соревнования «Вкусные истории», проект «Мы то, Что мы едим», викторина «Кондитерская сказка»)

15.06.2020 – «Человек и в мире математики»

(Измерение роста пластиковыми стаканчиками, игры в шашки и шахматы, соревнования по спидкубингу (Кубик Рубика), шифрование своих имен цифрами)

16.06.2020 – «Человек и культура»

(отрядное мероприятие «Быть культурным – это модно!», «Ералаш» про культурных людей)

17.06.2019 – «Человек и искусство»

(Онлайн посещение театра, викторина «Кто такой искусствовед?», игра в оживающие раскраски)

18.06.2020 –  «Человек и его Малая Родина»

(Виртуальное путешествие «По страницам истории Дзержинщины», конкурс «Знатоки родного края»)  

19.06.2020 – «Человек и природа»

(Музыкальный час «Звуки природы», квест «Исследователи природы», мероприятие в библиотеке «Экологическое ассорти», конкурс «Юные математики (ведем экологические подсчеты)», изобретаем новые слова)

"Лето в стиле STEAM" - "Лето на здоровье!"

 

МОДЕЛЬ STEAM-образования в государственном учреждении образовании «Гимназия г.Фаниполя»

 

В соответствии с нормативными и правовыми актами Республики Беларусь регламентирующими инновационную деятельность с 01.09.2018 года организована  деятельность по реализации инновационного проекта «Внедрение STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования».  

 Цель инновационного проекта:

организация допрофильной подготовки учащихся посредством STEAM-образования;

самоопределение учащихся на выбор профиля обучения посредством STEAM-образования.

Задачи инновационного проекта:

       1.Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.

         2.Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого-           педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение  на всех этапах реализации инновационного проекта.

         3.Повысить мотивацию, компетенции обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла, межпредметные связи, ориентировать учащихся на выбор будущей  профессии инженерно-технической направленности, IT-специальностей.

         4.Создать информационную и предметно-развивающую образовательную среду, направленную на развитие инженерного мышления и научно-технического творчества детей.

         5.Разработать методические и дидактические материалы по эффективному внедрению в образовательную практику принципов STEAM-образования.

Проект предлагает решение обозначенных проблем через реализацию модели STEAM-образования, в рамках которого смещаются приоритеты с обучения на учение, на развитие и стимулирование креативности, развитие инженерного мышления. Ведущая идея проекта – это обучение учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.

         Сегодня STEAM технология – один из основных трендов в мировом образовании. Аббревиатура расшифровывается как: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика, ряд авторов сравнивают с самыми востребованными в современном мире направлениями. Данная методика изначально подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно- исследовательской деятельности в гимназии и вне ее, в котором учебный план основан на идее обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода, с целью избежать отдельного изучения каждой из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

Новизна проекта состоит в том, что он предполагает применение иной, чем в традиционной практике, модели организации совместной деятельности учителя и обучаемых, смещение центра тяжести на управляемую проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Такой подход предполагает обучение детей сотрудничеству, помогая детям учиться работать в команде, развивать навыки общения, работы в группе.

Как следствие STEAM-образование способствует:

  • повышению учебной активности учащихся, их мотивации к обучению и увлеченности учебной деятельностью на занятиях;
  • повышению самостоятельности учащихся, их ответственности за обучение;
  • усилению акцента на практическую продуктивную и творческую деятельность;
  • реформированию навыков групповой, командной работы;
  • положительному изменению позиции учителя в образовательном процессе: учащиеся испытывают потребность в учителе – консультанте, тренере, партнере;
  • предоставлению дополнительных возможностей включения в учебный процесс третьих лиц – родителей.

         Социально-педагогическая значимость проекта заключается в единстве реализации задач личностного, социального и профессионального развития. Образовательный процесс становится более глубоким по содержанию, личностно ориентированным по целям, инновационным по организационным формам и используемым технологиям. Как результат – высокое качество образования, сформированность ключевых компетенций учащихся, способствующих их будущей мобильности,  социальной адаптированности, успешности.

По результатам  работы определена модель STEAM-образования гимназии. Основой модели является введение новых направлений интеллектуально-познавательной деятельности учащихся: конструирование и моделирование; «Умные цифровые лаборатории»; робототехника; прототипирование; эффективная профориентация;   развитие мотивирующих мероприятий.

Основные элементы STEAM-образования в учреждении: акцент на проблемах региона; развитие школьного сообщества и чувства принадлежности к этому сообществу; развитие технологических и жизненных навыков; связь с социумом.

Определены направления работы в STEAM-образовании:  факультативные занятия; объединения по интересам; изменение технологии отдельных уроков; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обучения; организация «проблемных недель»; кооперация  на уровне отдельных учителей и предметов на изучение сквозных тем; обеспечение свободного доступа к мастерским, оборудованию.

         Выработан алгоритм организации инновационной деятельности в учреждении, механизмы управления, критерии эффективности.

          STEAM-образование гимназии сегодня – это объединения по интересам и факультативные занятия. 

          На первом этапе  начать решили в основном с начальной школы. Мы помним, что аббревиатура STEAM включает в себя естественные науки, технологии, инженерное искусство, творчество, математику, а какой же младший школьник не любит наблюдать, исследовать, конструировать. Поэтому через кружковую работу активно включили младших школьников в конструирование из бумаги и подручных материалов, творческое моделирование, моделирование на магнитной доске с помощью геометрических фигур «ТАНГРАМ», интеллектуальные игры по перемещению предметов (картинок) на плоскости и т.д.

          На сегодняшний день, в начальных классах  работают  такие объединения по интересам, как: «Основы моделирования и конструирования», «Основы робототехники», «Развивающая информатика», «Моделирование из бумаги в технике «Оригами». Все они направлены на развитие творческих способностей и креативного мышления детей, развитие понятия формы и объема. Учат детей работать в команде, в паре, группе, формируют навыки коммуникации. Кроме того, STEAM-подход учителя начальных классов Бобровская И.А., Данилова И.А., Мартынова Д.А., Макарчук Л.Ф.,  умело используют и на уроках через организацию исследования, межпредметных связей и взаимодействия между группами учащихся.

         Учитель трудового обучения Шинкевич Н.В. внедряет  STEAM-подход в образовании через объединение по интересам «Техноинтеллект» и «Сделай сам» для учащихся  10-13 лет. Сами названия данных занятий указывают на то, что у ребят имеется возможность технического творчества. Они учатся изготавливать различные конструкции из дерева, выпиливают, выжигают, делают роспись. Здесь ребята более детально знакомятся с технологиями обработки материалов, учатся строить и использовать чертеж, поднимают вопросы экологии, учатся находить пути решения проблем.

         Учитель информатики Тулуб Т.И. через  работу объединения по интересам «Основы робототехники» включила учащихся 7-12 лет в процесс робототехники. С помощью конструкторов LEGO WeDo 2.0, LEGO Mindstorms EV  3 ребята учатся моделировать и программировать  роботов.  Учащиеся 5-7 классов с интересом посещают факультативный  курс «Создание виртуальных игр на языке виртуального программирования  Scretch» у этого же педагога.

          В гимназии организовано взаимодействие с «Парком высоких технологий» и «Школой робототехники» Robolab.by.

          Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта осуществляет педагог-психолог высшей квалификационной категории  Мокрий С.Я. Разработана система профориентационной работы с учащимися, участниками инновационной деятельности. Осуществлено консультирование классных руководителей гимназии по содержанию дидактических материалов: «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Методика работы с детьми по управлению персональными данными в сети Интернет». Проводится диагностика участников инновационной деятельности, индивидуальное консультирование для педагогов, родителей, учащихся.

Созданная в учреждении образования модель формирования STEAM-компетентности учащихся была адаптирована именно для гимназии, так как при ее разработке  был принят во внимание тот факт, что работа педагогов в данном направлении не осуществлялась (кроме исследовательской деятельности учащихся), несмотря на высокую квалификацию педагогов. Поэтому основной упор был сделан на создание такой системы работы, в которой формирование STEAM-компетентности учащихся происходит поступательно, с опорой на имеющиеся знания и умения. Параллельно происходит развитие этих умений и навыков на учебных занятиях через использование исследовательского метода обучения. Ожидается, что учащиеся 5-9 классов к окончанию инновационного проекта будут вести исследовательскую, инженерно-конструкторскую, проектную деятельность, опираясь на хорошую теоретическую базу, имея практические навыки.

Основной упор в работе с педагогами сделан на самообразование педагогов, также организована работа проблемной группы и консультационного центра по теме инновационного проекта. Кроме того, педагогами спланировано продолжение работы над  темой инновационного проекта путем углубления и расширения проблемного поля своей практической и теоритической деятельности.

Планирование работы всех методических формирований построено с учетом результатов изучения запросов и потребностей педагогов. Управление работой  инновационной группы осуществляет методический совет, состав которого утвержден приказом директора школы. К работе проблемной группы педагогов-новаторов активно подключились другие члены педколлектива.

В целях успешной реализации инновационного проекта осуществлялся внешний и внутренний консалтинг. Среди элементов внешнего консалтинга можно назвать семинары и консультации, организованные консультантом проекта Мещеряковой А.А. 

Педагоги школы стали участниками вебинаров: «Обзор робототехнических конструкторов», «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Безкомпьютерная информатика», «Ключевые  компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», «Лего-конструктор – источник обновления содержания образования в начальной школе», «Дидактические возможности технологии дополненной реальности в образовании», «Дидактические возможности среды 1С: Физический конструктор», «Дидактические возможности среды 1С: Математический  конструктор» и др.

Созданная  в учреждении образования модель  STEАM-образования  для учащихся 1-7 классов показала положительную динамику в формировании  компетенций учащихся уже на первом году реализации практического этапа. Хочется отметить результативное участие обучающихся  в  конкурсах исследовательских работ:  дипломом III степени в районном этапе конкурса для учащихся I ступени общего среднего образования «Я - исследователь» отмечен ученик 4 «Г» класса Поляков Иван.

Диплом I степени в областном этапе конкурса  исследовательских работ по физике отмечен ученик 6 «А» класса Воробьёв Егор.

         За шесть месяцев практической работы  ребята  хоть и неуверенно, но делают первые шаги к успеху. Уже имеются определенные результаты: диплом III степени в направлении «Робототехника» областного этапа конкурса «Дорога в будущее», вошли в десятку лучших в зимнем турнире Robolab возрастная категория 7-9 лет (учитель Тулуб Т.И.), диплом I  степени в районном конкурсе «Техноинтеллект» (учитель Шинкевич Н.В.), учащиеся начальных классов  успешно участвовали в районном конкурсе исследовательских работ и конкурсе технического творчества «Умелые ручки».

        Мы приняли участие в  мероприятиях организованных Ассоциацией «Образование для будущего» и научным консультантом инновационного проекта: «IT-каникулы», конкурсе «Хочу учиться в  STEAM-классе»; участвовали в работе конференции «Актуальные проблемы  STEAM-образования», приняли участие в работе международного форума «Информационные технологии в образовании», познакомились с опытом работы частной школы «  Stembridg», были участниками Stem-fest-Borisov, конференции «ProSteam» в гимназии г.Дзержинска и д.р.

 

Заместитель директора

 по учебно-методической работе  Л.А.Калинич

 

 

свернуть