Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома
№п/п |
Факультет |
Дата, время |
Ответственный |
Контакты |
1. |
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
29 декабря 2020 г., 14-00 1 апреля 2021 г., 14-00 |
Сахвон Виталий Валерьевич |
+375(29) 770 52 69 |
2. |
ВОЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ |
9 января 2021 г., 10-00 27 марта 2021 г., 10-00 |
Горгуль Олег Валерьевич |
+375(17) 209 52 82 |
3. |
ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ГЕОИНФОРМАТИКИ 29 декабря 2020 г., 11-00 3 апреля 2021 г., 11-00 Козлов Евгений Анатольевич +375(17) 209 55 84 |
29 декабря 2020 г., 11-00 3 апреля 2021 г., 11-00 |
Козлов Евгений Анатольевич |
+375(17) 209 55 84 |
4. |
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ |
4 января 2021 г., 11-00 29 апреля 2021 г., 11-00 |
Басова Анна Ивановна |
+375(17) 259 70 98 +375(17) 259 70 17 +375(44) 574 30 93 |
5. |
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 5 января 2021 г., 10-00 30 марта 2021 г., 10-00 Веремейчик Алина Евгеньевна +375(17) 209 55 98 +375(29) 766 20 52 |
5 января 2021 г., 10-00 30 марта 2021 г., 10-00 |
Веремейчик Алина Евгеньевна |
+375(17) 209 55 98 +375(29) 766 20 52 |
6. |
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9 января 2021 г., 13-00 27 марта 2021 г., 13-00 |
9 января 2021 г., 13-00 27 марта 2021 г., 13-00 |
Карелин Сергей Валерьевич |
+375(17) 209 59 77 |
7. |
МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 5 января 2021 г., 12-00 30 марта 2021 г., 12-30 Босяков Сергей Михайлович +375(17) 209 52 48 |
5 января 2021 г., 12-00 30 марта 2021 г., 12-30 |
Босяков Сергей Михайлович |
+375(17) 209 52 48 |
8. |
ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ |
5 января 2021 г., 14-00 2 апреля 2021 г., 14-00 |
Задворный Борис Валентинович |
+375(029) 657 88 08 +375(17) 209 50 70 |
9. |
ФАКУЛЬТЕТ РАДИОФИЗИКИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 5 января 2021 г., 10-00 27 марта 2021 г., 10-00 Ушаков Дмитрий Владимирович +375(29) 501 71 90 |
5 января 2021 г., 10-00 27 марта 2021 г., 10-00 |
Ушаков Дмитрий Владимирович |
+375(29) 501 71 90 |
10. |
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 5 января 2021 г., 10-00 30 марта 2021 г., 10-00 Немкович Ольга Владимировна +375(17) 209-59-09 |
5 января 2021 г., 10-00 30 марта 2021 г., 10-00 |
Немкович Ольга Владимировна |
+375(17) 209-59-09 |
11. |
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 6 января 2021 г., 12-00 3 апреля 2021 г., 12-00 Ляшенко Людмила Сергеевна +375(17) 209 50 67 |
6 января 2021 г., 12-00 3 апреля 2021 г., 12-00 |
Ляшенко Людмила Сергеевна |
+375(17) 209 50 67 |
12. |
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 5 января 2021 г., 12-00 31 марта 2021 г. Кричко Ольга Петровна +375(17) 363 96 02 |
5 января 2021 г., 12-00 31 марта 2021 г. 12.00 |
Кричко Ольга Петровна |
+375(17) 363 96 02 |
13. |
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК |
10 января 2021 года (онлайн-форум на образовательном портале факультета) |
Колядко Илья Николаевич |
https://eduffsn.bsu.by/course/view.php?id=1112 |
30 марта 2021 г., 11-00 |
Бобр Александр Михайлович Ширко Светлана Михайловна |
+375(17) 259 70 66 +375(17) 259 70 44 |
||
28 марта 2021 г. — 4 апреля 2021 г. (онлайн-форум на образовательном портале факультета) |
Колядко Илья Николаевич Ширко Светлана Михайловна |
https://eduffsn.bsu.by/course/view.php?id=1112 |
||
14. |
ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
28 декабря 2020 г. 11-00 27 марта 2021г., 10-00 |
Санкевич Наталья Александровна |
+375 (17) 209 54 62 |
15. |
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
5 января 2021 г., 16-00 3 апреля 2020 г., 14-00 |
Дутина Алина Александровна |
+375(17) 374 39 96, +375(29) 679 76 72 |
16. |
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
5 января 2021 г., 11-00 30 марта 2021 г., 11-00 |
Бакун Анна Станиславовна |
+375(17) 209 50 19 |
17. |
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА |
9 января 2021 г., 11-00 3 апреля 2021 г., 11-00 |
Борздова Татьяна Васильевна |
+375(44) 708 61 69 |
18. |
ИНСТИТУТ ТЕОЛОГИИ ИМЕНИ СВЯТЫХ МЕФОДИЯ И КИРИЛЛА |
29 декабря 2020 г., 14-00 30 марта 2021 г., 14-00 |
Дмитриева Елена Валерьевна |
+375(17) 327 63 67 +375(44) 722 16 02 |
19. |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.Д.САХАРОВА |
2 апреля 2021 г., 12-00 |
Грицкевич Евгений Ростиславович, Путик Владимир Станиславович |
+375(017) 379 93 59, +375(017) 324 98 61 |
20. |
ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ |
6 января 2021 г., 11-00 2 апреля 2021 г., 10-00 |
Врублевская Нина Геннадьевна |
+375(17) 370 55 34, +375 (29) 641 09 97 |
21. |
ЛИЦЕЙ |
30 марта 2021 г., 11-00 |
Ильин Андрей Викторович |
+375(17) 365 20 62 |
В соответствии с нормативными и правовыми актами Республики Беларусь регламентирующими инновационную деятельность с 01.09.2018 года организована деятельность по реализации инновационного проекта «Внедрение STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования».
Цель инновационного проекта:
организация допрофильной подготовки учащихся посредством STEAM-образования;
самоопределение учащихся на выбор профиля обучения посредством STEAM-образования.
Задачи инновационного проекта:
1.Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.
2.Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого- педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение на всех этапах реализации инновационного проекта.
3.Повысить мотивацию, компетенции обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла, межпредметные связи, ориентировать учащихся на выбор будущей профессии инженерно-технической направленности, IT-специальностей.
4.Создать информационную и предметно-развивающую образовательную среду, направленную на развитие инженерного мышления и научно-технического творчества детей.
5.Разработать методические и дидактические материалы по эффективному внедрению в образовательную практику принципов STEAM-образования.
Проект предлагает решение обозначенных проблем через реализацию модели STEAM-образования, в рамках которого смещаются приоритеты с обучения на учение, на развитие и стимулирование креативности, развитие инженерного мышления. Ведущая идея проекта – это обучение учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.
Сегодня STEAM технология – один из основных трендов в мировом образовании. Аббревиатура расшифровывается как: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика, ряд авторов сравнивают с самыми востребованными в современном мире направлениями. Данная методика изначально подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно- исследовательской деятельности в гимназии и вне ее, в котором учебный план основан на идее обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода, с целью избежать отдельного изучения каждой из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
Новизна проекта состоит в том, что он предполагает применение иной, чем в традиционной практике, модели организации совместной деятельности учителя и обучаемых, смещение центра тяжести на управляемую проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Такой подход предполагает обучение детей сотрудничеству, помогая детям учиться работать в команде, развивать навыки общения, работы в группе.
Как следствие STEAM-образование способствует:
Социально-педагогическая значимость проекта заключается в единстве реализации задач личностного, социального и профессионального развития. Образовательный процесс становится более глубоким по содержанию, личностно ориентированным по целям, инновационным по организационным формам и используемым технологиям. Как результат – высокое качество образования, сформированность ключевых компетенций учащихся, способствующих их будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности.
По результатам работы определена модель STEAM-образования гимназии. Основой модели является введение новых направлений интеллектуально-познавательной деятельности учащихся: конструирование и моделирование; «Умные цифровые лаборатории»; робототехника; прототипирование; эффективная профориентация; развитие мотивирующих мероприятий.
Основные элементы STEAM-образования в учреждении: акцент на проблемах региона; развитие школьного сообщества и чувства принадлежности к этому сообществу; развитие технологических и жизненных навыков; связь с социумом.
Определены направления работы в STEAM-образовании: факультативные занятия; объединения по интересам; изменение технологии отдельных уроков; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обучения; организация «проблемных недель»; кооперация на уровне отдельных учителей и предметов на изучение сквозных тем; обеспечение свободного доступа к мастерским, оборудованию.
Выработан алгоритм организации инновационной деятельности в учреждении, механизмы управления, критерии эффективности.
STEAM-образование гимназии сегодня – это объединения по интересам и факультативные занятия.
На первом этапе начать решили в основном с начальной школы. Мы помним, что аббревиатура STEAM включает в себя естественные науки, технологии, инженерное искусство, творчество, математику, а какой же младший школьник не любит наблюдать, исследовать, конструировать. Поэтому через кружковую работу активно включили младших школьников в конструирование из бумаги и подручных материалов, творческое моделирование, моделирование на магнитной доске с помощью геометрических фигур «ТАНГРАМ», интеллектуальные игры по перемещению предметов (картинок) на плоскости и т.д.
На сегодняшний день, в начальных классах работают такие объединения по интересам, как: «Основы моделирования и конструирования», «Основы робототехники», «Развивающая информатика», «Моделирование из бумаги в технике «Оригами». Все они направлены на развитие творческих способностей и креативного мышления детей, развитие понятия формы и объема. Учат детей работать в команде, в паре, группе, формируют навыки коммуникации. Кроме того, STEAM-подход учителя начальных классов Бобровская И.А., Данилова И.А., Мартынова Д.А., Макарчук Л.Ф., умело используют и на уроках через организацию исследования, межпредметных связей и взаимодействия между группами учащихся.
Учитель трудового обучения Шинкевич Н.В. внедряет STEAM-подход в образовании через объединение по интересам «Техноинтеллект» и «Сделай сам» для учащихся 10-13 лет. Сами названия данных занятий указывают на то, что у ребят имеется возможность технического творчества. Они учатся изготавливать различные конструкции из дерева, выпиливают, выжигают, делают роспись. Здесь ребята более детально знакомятся с технологиями обработки материалов, учатся строить и использовать чертеж, поднимают вопросы экологии, учатся находить пути решения проблем.
Учитель информатики Тулуб Т.И. через работу объединения по интересам «Основы робототехники» включила учащихся 7-12 лет в процесс робототехники. С помощью конструкторов LEGO WeDo 2.0, LEGO Mindstorms EV 3 ребята учатся моделировать и программировать роботов. Учащиеся 5-7 классов с интересом посещают факультативный курс «Создание виртуальных игр на языке виртуального программирования Scretch» у этого же педагога.
В гимназии организовано взаимодействие с «Парком высоких технологий» и «Школой робототехники» Robolab.by.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта осуществляет педагог-психолог высшей квалификационной категории Мокрий С.Я. Разработана система профориентационной работы с учащимися, участниками инновационной деятельности. Осуществлено консультирование классных руководителей гимназии по содержанию дидактических материалов: «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Методика работы с детьми по управлению персональными данными в сети Интернет». Проводится диагностика участников инновационной деятельности, индивидуальное консультирование для педагогов, родителей, учащихся.
Созданная в учреждении образования модель формирования STEAM-компетентности учащихся была адаптирована именно для гимназии, так как при ее разработке был принят во внимание тот факт, что работа педагогов в данном направлении не осуществлялась (кроме исследовательской деятельности учащихся), несмотря на высокую квалификацию педагогов. Поэтому основной упор был сделан на создание такой системы работы, в которой формирование STEAM-компетентности учащихся происходит поступательно, с опорой на имеющиеся знания и умения. Параллельно происходит развитие этих умений и навыков на учебных занятиях через использование исследовательского метода обучения. Ожидается, что учащиеся 5-9 классов к окончанию инновационного проекта будут вести исследовательскую, инженерно-конструкторскую, проектную деятельность, опираясь на хорошую теоретическую базу, имея практические навыки.
Основной упор в работе с педагогами сделан на самообразование педагогов, также организована работа проблемной группы и консультационного центра по теме инновационного проекта. Кроме того, педагогами спланировано продолжение работы над темой инновационного проекта путем углубления и расширения проблемного поля своей практической и теоритической деятельности.
Планирование работы всех методических формирований построено с учетом результатов изучения запросов и потребностей педагогов. Управление работой инновационной группы осуществляет методический совет, состав которого утвержден приказом директора школы. К работе проблемной группы педагогов-новаторов активно подключились другие члены педколлектива.
В целях успешной реализации инновационного проекта осуществлялся внешний и внутренний консалтинг. Среди элементов внешнего консалтинга можно назвать семинары и консультации, организованные консультантом проекта Мещеряковой А.А.
Педагоги школы стали участниками вебинаров: «Обзор робототехнических конструкторов», «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Безкомпьютерная информатика», «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», «Лего-конструктор – источник обновления содержания образования в начальной школе», «Дидактические возможности технологии дополненной реальности в образовании», «Дидактические возможности среды 1С: Физический конструктор», «Дидактические возможности среды 1С: Математический конструктор» и др.
Созданная в учреждении образования модель STEАM-образования для учащихся 1-7 классов показала положительную динамику в формировании компетенций учащихся уже на первом году реализации практического этапа. Хочется отметить результативное участие обучающихся в конкурсах исследовательских работ: дипломом III степени в районном этапе конкурса для учащихся I ступени общего среднего образования «Я - исследователь» отмечен ученик 4 «Г» класса Поляков Иван.
Диплом I степени в областном этапе конкурса исследовательских работ по физике отмечен ученик 6 «А» класса Воробьёв Егор.
За шесть месяцев практической работы ребята хоть и неуверенно, но делают первые шаги к успеху. Уже имеются определенные результаты: диплом III степени в направлении «Робототехника» областного этапа конкурса «Дорога в будущее», вошли в десятку лучших в зимнем турнире Robolab возрастная категория 7-9 лет (учитель Тулуб Т.И.), диплом I степени в районном конкурсе «Техноинтеллект» (учитель Шинкевич Н.В.), учащиеся начальных классов успешно участвовали в районном конкурсе исследовательских работ и конкурсе технического творчества «Умелые ручки».
Мы приняли участие в мероприятиях организованных Ассоциацией «Образование для будущего» и научным консультантом инновационного проекта: «IT-каникулы», конкурсе «Хочу учиться в STEAM-классе»; участвовали в работе конференции «Актуальные проблемы STEAM-образования», приняли участие в работе международного форума «Информационные технологии в образовании», познакомились с опытом работы частной школы « Stembridg», были участниками Stem-fest-Borisov, конференции «ProSteam» в гимназии г.Дзержинска и д.р.
Заместитель директора
по учебно-методической работе Л.А.Калинич
Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией, с точки зрения своего здоровья, характера, усидчивости, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии – это только начало профессионального роста.
Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей. И добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!
Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, – это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают – к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами. Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам!
Если вы еще не разобрались в своем характере – узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратись к школьному психологу. Чем больше знаешь по этому вопросу – тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:
Вербально-лингвистический – заключается в природной способности читать и писать слова. Им обладают журналисты, писатели, юристы, учителя.
Цифровой – имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально лингвистическим и цифровым талантами.
Пространственный – присущ творческим людям. Все три этих типа необходимы архитекторам, т.к. эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.
Физический – им наделены многие спортсмены. Кроме того, есть много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действия, и это называется «практическим обучением». Людей этого типа тянет к механике или строительным профессиям. Их талант нередко выражается в наблюдении за вещами, их изготовлении и использовании.
Личностный – его еще называют «эмоциональным». Люди этого типа часто терпят неудачу не потому, что им не хватает умственных знаний, а потому, что они боятся проиграть. Они ограничивают меру своего успеха только потому, что живут в страхе совершить ошибку или потерпеть фиаско. Личностный интеллект – наиболее важный из всех существующих. Он отвечает за контроль над тем, что мы говорим сами себе. Эмоциональное мышление, по оценке специалистов, в 24 раза сильнее рационального.
Межличностный – люди с такими данными часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению) – политики, актеры, торговцы, ораторы.
Окружающей сферы – это люди, владеющие природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными, землей, природой.
Поэтому определитесь, какого интеллекта (таланта) в вас больше, кто вы. Этим самым вы получше узнаете себя и сможете объяснить свое поведение. Подходы к работе и учебе, окружающим и т.д. Вам необходимо понять, что если вы не любите идти на риск, – то вряд ли добьетесь успеха там, где надо действовать нестандартно и даже интуитивно. Исполнитель на риск не пойдет: он будет все взвешивать, обдумывать. И найдет много причин, чтобы не рисковать. А если у вас слабо развит аналитический аппарат – вряд ли из вас получится хороший экономист, юрист, бухгалтер и т.п. Считать вы сможете, но суть работы экономиста, бухгалтера и т.п. не только в этом. А в первую очередь в выработке предложений, которые позволили бы улучшить ситуацию (на предприятии, в фирме и т.д.). о хороших юристах и разговора нет – они обязательно должны уметь сопоставить, увидеть то, что может быть незаметно для многих, даже своих коллег. не случайно сложные дела поручают именно тем, кто способен увидеть маленькие нюансы и связь между ними там, где их не видят другие.
Помните: даже хорошие школьные отметки гарантией будущего профессионального и карьерного роста не являются. В школе вы их получали за уровень усвоения знаний, которые вам предлагали учителя, излагали в книгах. И кто больше работал, чтобы их усвоить, – у того были выше оценки. В жизни времени на изучение ситуации иной раз будет мало: решение надо будет принимать самостоятельно и оперативно. Кто это сделает лучше – тот будет впереди, независимо от того, какие у него были оценки в школе.
Выбор цели в жизни всегда сложен. Но возможность выбора есть всегда.
Многочисленные исследования у нас и за рубежом показали, что минимум 85% успеха человека в жизни основаны на способности общаться и ладить с людьми. Это важнее даже технической компетентности. Действительно, если вы чего-то не знаете, то быстро узнаете. Вам с удовольствием придут на помощь, если вы коммуникабельны, порядочны, инициативны, если сами откликаетесь на просьбу других. Вам обязательно помогут! Но при условии, если вы сами обладаете бескорыстным желанием придти на помощь. Помогайте другим! Это как брошенное вперед – найдется и зачтется!
Не отказывайтесь от работы, если вас об этом просят или поручают, даже если эта работа не по вашему профилю. Выполняя такую работу, вы имеете уникальную возможность расширить свой кругозор, научиться делать что-то еще, да еще и бесплатно поучиться. Ведь после вас работу кто-то проверит, а с новеньким это обязательно! И вы получите дополнительные новые знания. Знаний никогда не бывает много, как и не бывает лишних! Знайте: в США при приеме человека на работу факторы располагаются в следующем порядке:
добросовестность
хорошие навыки общения
опыт предыдущей работы
характеристика с предыдущего места работы
образование
Из перечисленного нетрудно сделать нужный вывод!
Будьте добросовестны как к окружающим, так и к работе. Добросовестно работающий человек – это свободный человек, т.е. находящийся без постоянного контроля. Недобросовестного все время будут контролировать, спрашивать, напоминать, подгонять! А это сильно действует на психику. Хотите, чтобы на вас не жали, не портили вам нервы, – работайте добросовестно! И это будет замечено!
В случае, если работа окажется сложной, – старайтесь сделать ее все равно добросовестно, даже если чуть выбьетесь из срока. Если что-то непонятно, если испытываете затруднения, – обращайтесь за советом. Знающим всегда приятно, что к ним обратились. Им интересно поделится тем, «как это сделать». Даже начальнику, хотя они часто этого не любят. Решайте вопрос с коллегами. Но обращайтесь своевременно! Не выдвигайте потом, в качестве оправдания, довод, что «я не знал, как это лучше сделать».
Выбирайте дело по душе, по любви! Человек, любящий свое дело, не мучается им. Оно ему не в тягость, а в радость. В противном случае вы будете мучаться на работе, а работа будет мучить вас! У вас не будет интереса к профессиональному росту. А без этого добиться многого невозможно.
Не претендуйте в жизни сразу на многое, особенно с точки зрения оплаты вашего труда. Помните: на рынке труда вы – товар! А это значит, что каждый покупатель (работодатель) хочет купить товар получше, но ценой подешевле (как и любой из нас при товарно-денежных отношениях). И за вас иного сразу не дадут знайте: это только нам кажется, что мы стоим больше. На самом деле нередко и те деньги, что некоторым платят, – большие, т.к. отдача им не соответствует.
Многие наши беды – с завышенных (или заниженных) представлений о себе, т.е. соответствующей самооценки. Оба случая плохи. В первом случае впоследствии наступает разочарование (не достиг того, о чем мечтал), во втором – замедленное движение вперед. Старайтесь оценить себя объективно на каждый момент. Это вовсе не значит, что в самооценке вы должны стоять на месте. Вы будете набираться знаний, опыта, познаете пути преодоления трудностей – и ваш интеллект и самооценка повысятся.
Помните: без цели и веры успех не приходит. Определитесь с целью. И верьте в нее. Человек без цели никуда не приплывет, как и корабль. Помните, что снайпер отличается от мазилы только тем, что первый был когда-то тем же мазилой, но приложил много усилий. Чтобы научиться метко стрелять. Поэтому успех завтра – это большой труд сегодня.
Познавайте себя. Самопознание и самовоспитание не представляет чего-то недоступного. Оно означает: вы должны увидеть и познать, в чем состоят ваши собственные способности, а затем тщательно организовать и развивать эти способности. Самовоспитание – это, кроме того, знание и понимание себя, желание изменить себя. Эти качества необходимы для роста и успеха.
Поймите: разные варианты и решения, которые мы выбираем и принимаем сегодня, в конечном счете, определяют то, что случится с нами в будущем.
Будущее, с которым вам предстоит столкнуться в своей жизни, вовсе не предопределено, и ничто в нем не наступит произвольно, по воле случая, хотя вы склонны думать, что это именно так.
Ваше будущее прямо сейчас существует и живет внутри вас. Вы носите в себе собственную судьбу. Ваше прошлое искажено линзой, которую вы в свое время выбрали для рассмотрения окружающего мира и его оценки. Измените убеждения, которые тянут вас назад. Создайте себе те, которые вас нацеливают на достижение чего-то. Не позволяйте тому дураку, который нередко живет во многих из нас, думать, что мы не способны на что-то хорошее. Мы им еще не занимались. И даже не ставили цели. Бросьте самому себе вызов и желание достичь чего-то, даже если думаете что это вам не под силу!
Настройте свои мысли позитивно, на хорошее! Мы в буквальном смысле слова можем сделать все, что захотим, или стать тем, кем захотим. Нас никто и никаким образом не ограничивает, пока не ограничены наши мысли. Нацельте себя на то, кем вы хотите стать, и оставьте позади все, что не служит этому. Кем вы себя видите – тем вы и станете. У вас поле школы начинается новая жизнь. А это – всего лишь новое мышление. Вы сейчас – программист своей жизни. Постарайтесь увидеть те действия и решения, которые вам необходимы для новой жизни и новой цели. Ведь каждый из нас проживает ту жизнь, которую сам себе сотворил.
Программируйте себя на успех. Успех приходит к тем, кто ориентируется на успех. Неудача приходит к тем, кто из-за пренебрежения позитивным начинает считать себя неудачником.
Не паникуйте, если у вас ранее не складывалась учеба. Вы начинаете новую страницу жизни. Начните ее с вдохновением, с определения цели и большого желания достичь этой цели.
Решите для себя, к каким областям деятельности вы лучше всего приспособлены, в чем полнее сможете самореализовываться.
Определитесь, кто вы, каковы ваши возможности. Распахните свой разум для разных вариантов и возможностей. Никакая сумма денег не даст вам достаточной компенсации за работу, которая будет для вас нелюбимой.
Жизнь полна различными вариантами выбора и возможностями. Так что прислушайтесь к себе, своим предпочтениям. Найдите нечто такое, чему вы сможете отдаться всей своей страстью.
Мы слишком часто движемся по наезженной колее, где чувствуем себя ограниченными. И в этом проблема! Но своих возможностей мы не знаем. Если вы знаете, куда хотите придти – вы придете. Кто раньше, кто позже. Но придете. Надо только разобраться, где вы находитесь и куда идете. Цели, которые вы установите для себя, во многом определят те обстоятельства и ситуации, с которыми вы встретитесь в жизни. Добивайтесь тех целей, которые ближе вашему сердцу. Не тратьте впустую время, задаваясь вопросом: «А может это мне не по силам?» Намечайте цель и начинайте двигаться. Все начинается с первого шага. Но обязательно вы должны иметь всегда четкую картину, к чему стремитесь. Тогда вы будете выбирать и конкретные необходимые шаги.
Только помните: знать, что хотелось бы, и делать к этому шаги, – далеко не одно и то же. Именно ваши действия, а не желания, ведут вас к цели.
Как правильно выбрать профессию
Выбор профессии - одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.
Есть такое выражение: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?
Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.
Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.
Условия выбора профессии:
Хочу Могу Надо
Сфера «хочу» - интересы, стремления.
Сфера «могу» - способности, особенности характера.
Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.
Итак, при выборе профессии нужно:
Возможные затруднения при выборе профессии:
профессий;
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
Классификация профессий:
Человек - человек
Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.
Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.
Человек - техника
Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер - строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.
Человек-природа
Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.
Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
Человек - знаковая система
Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.
Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.
Человек - художественный образ
Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.
Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.
1. "Человек - живая природа" (П) Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.
2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т) Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.
3."Человек - человек" (Ч)
Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.
4. "Человек - знаковая система" (3)
Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.
5."Человек - художественный образ" (X)
Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
Примеры: в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.
Примеры: в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
Примеры: в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе "человек - знаковая система" - программист, математик; в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Тип профессии по предмету труда |
Гностические (распознать, определить) |
Преобразующие (обработать, обслужить) |
Изыскательские (изобрести, придумать) |
Человек - природа |
Ботаник |
Ветеринар |
Биоинженер |
Человек - техника |
Наладчик станков с ЧПУ |
Водитель, слесарь |
Изобретатель, Инженер |
Человек - знаковая система |
Графолог |
Архивариус, библиотекарь |
Программист |
Человек - художественный образ |
Литературный критик |
Актёр |
Художник, дизайнер |
Человек - человек |
Психолог |
Учитель, врач |
Режиссёр |
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
Примеры: в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец; в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).
По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:
Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.