Профориентация

МОДЕЛЬ STEAM-образования в государственном учреждении образовании «Гимназия г.Фаниполя»

 

В соответствии с нормативными и правовыми актами Республики Беларусь регламентирующими инновационную деятельность с 01.09.2018 года организована  деятельность по реализации инновационного проекта «Внедрение STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования».  

 Цель инновационного проекта:

организация допрофильной подготовки учащихся посредством STEAM-образования;

самоопределение учащихся на выбор профиля обучения посредством STEAM-образования.

Задачи инновационного проекта:

       1.Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.

         2.Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого-           педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение  на всех этапах реализации инновационного проекта.

         3.Повысить мотивацию, компетенции обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла, межпредметные связи, ориентировать учащихся на выбор будущей  профессии инженерно-технической направленности, IT-специальностей.

         4.Создать информационную и предметно-развивающую образовательную среду, направленную на развитие инженерного мышления и научно-технического творчества детей.

         5.Разработать методические и дидактические материалы по эффективному внедрению в образовательную практику принципов STEAM-образования.

Проект предлагает решение обозначенных проблем через реализацию модели STEAM-образования, в рамках которого смещаются приоритеты с обучения на учение, на развитие и стимулирование креативности, развитие инженерного мышления. Ведущая идея проекта – это обучение учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода.

         Сегодня STEAM технология – один из основных трендов в мировом образовании. Аббревиатура расшифровывается как: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика, ряд авторов сравнивают с самыми востребованными в современном мире направлениями. Данная методика изначально подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно- исследовательской деятельности в гимназии и вне ее, в котором учебный план основан на идее обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода, с целью избежать отдельного изучения каждой из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

Новизна проекта состоит в том, что он предполагает применение иной, чем в традиционной практике, модели организации совместной деятельности учителя и обучаемых, смещение центра тяжести на управляемую проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Такой подход предполагает обучение детей сотрудничеству, помогая детям учиться работать в команде, развивать навыки общения, работы в группе.

Как следствие STEAM-образование способствует:

  • повышению учебной активности учащихся, их мотивации к обучению и увлеченности учебной деятельностью на занятиях;
  • повышению самостоятельности учащихся, их ответственности за обучение;
  • усилению акцента на практическую продуктивную и творческую деятельность;
  • реформированию навыков групповой, командной работы;
  • положительному изменению позиции учителя в образовательном процессе: учащиеся испытывают потребность в учителе – консультанте, тренере, партнере;
  • предоставлению дополнительных возможностей включения в учебный процесс третьих лиц – родителей.

         Социально-педагогическая значимость проекта заключается в единстве реализации задач личностного, социального и профессионального развития. Образовательный процесс становится более глубоким по содержанию, личностно ориентированным по целям, инновационным по организационным формам и используемым технологиям. Как результат – высокое качество образования, сформированность ключевых компетенций учащихся, способствующих их будущей мобильности,  социальной адаптированности, успешности.

По результатам  работы определена модель STEAM-образования гимназии. Основой модели является введение новых направлений интеллектуально-познавательной деятельности учащихся: конструирование и моделирование; «Умные цифровые лаборатории»; робототехника; прототипирование; эффективная профориентация;   развитие мотивирующих мероприятий.

Основные элементы STEAM-образования в учреждении: акцент на проблемах региона; развитие школьного сообщества и чувства принадлежности к этому сообществу; развитие технологических и жизненных навыков; связь с социумом.

Определены направления работы в STEAM-образовании:  факультативные занятия; объединения по интересам; изменение технологии отдельных уроков; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий обучения; организация «проблемных недель»; кооперация  на уровне отдельных учителей и предметов на изучение сквозных тем; обеспечение свободного доступа к мастерским, оборудованию.

         Выработан алгоритм организации инновационной деятельности в учреждении, механизмы управления, критерии эффективности.

          STEAM-образование гимназии сегодня – это объединения по интересам и факультативные занятия. 

          На первом этапе  начать решили в основном с начальной школы. Мы помним, что аббревиатура STEAM включает в себя естественные науки, технологии, инженерное искусство, творчество, математику, а какой же младший школьник не любит наблюдать, исследовать, конструировать. Поэтому через кружковую работу активно включили младших школьников в конструирование из бумаги и подручных материалов, творческое моделирование, моделирование на магнитной доске с помощью геометрических фигур «ТАНГРАМ», интеллектуальные игры по перемещению предметов (картинок) на плоскости и т.д.

          На сегодняшний день, в начальных классах  работают  такие объединения по интересам, как: «Основы моделирования и конструирования», «Основы робототехники», «Развивающая информатика», «Моделирование из бумаги в технике «Оригами». Все они направлены на развитие творческих способностей и креативного мышления детей, развитие понятия формы и объема. Учат детей работать в команде, в паре, группе, формируют навыки коммуникации. Кроме того, STEAM-подход учителя начальных классов Бобровская И.А., Данилова И.А., Мартынова Д.А., Макарчук Л.Ф.,  умело используют и на уроках через организацию исследования, межпредметных связей и взаимодействия между группами учащихся.

         Учитель трудового обучения Шинкевич Н.В. внедряет  STEAM-подход в образовании через объединение по интересам «Техноинтеллект» и «Сделай сам» для учащихся  10-13 лет. Сами названия данных занятий указывают на то, что у ребят имеется возможность технического творчества. Они учатся изготавливать различные конструкции из дерева, выпиливают, выжигают, делают роспись. Здесь ребята более детально знакомятся с технологиями обработки материалов, учатся строить и использовать чертеж, поднимают вопросы экологии, учатся находить пути решения проблем.

         Учитель информатики Тулуб Т.И. через  работу объединения по интересам «Основы робототехники» включила учащихся 7-12 лет в процесс робототехники. С помощью конструкторов LEGO WeDo 2.0, LEGO Mindstorms EV  3 ребята учатся моделировать и программировать  роботов.  Учащиеся 5-7 классов с интересом посещают факультативный  курс «Создание виртуальных игр на языке виртуального программирования  Scretch» у этого же педагога.

          В гимназии организовано взаимодействие с «Парком высоких технологий» и «Школой робототехники» Robolab.by.

          Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта осуществляет педагог-психолог высшей квалификационной категории  Мокрий С.Я. Разработана система профориентационной работы с учащимися, участниками инновационной деятельности. Осуществлено консультирование классных руководителей гимназии по содержанию дидактических материалов: «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Методика работы с детьми по управлению персональными данными в сети Интернет». Проводится диагностика участников инновационной деятельности, индивидуальное консультирование для педагогов, родителей, учащихся.

Созданная в учреждении образования модель формирования STEAM-компетентности учащихся была адаптирована именно для гимназии, так как при ее разработке  был принят во внимание тот факт, что работа педагогов в данном направлении не осуществлялась (кроме исследовательской деятельности учащихся), несмотря на высокую квалификацию педагогов. Поэтому основной упор был сделан на создание такой системы работы, в которой формирование STEAM-компетентности учащихся происходит поступательно, с опорой на имеющиеся знания и умения. Параллельно происходит развитие этих умений и навыков на учебных занятиях через использование исследовательского метода обучения. Ожидается, что учащиеся 5-9 классов к окончанию инновационного проекта будут вести исследовательскую, инженерно-конструкторскую, проектную деятельность, опираясь на хорошую теоретическую базу, имея практические навыки.

Основной упор в работе с педагогами сделан на самообразование педагогов, также организована работа проблемной группы и консультационного центра по теме инновационного проекта. Кроме того, педагогами спланировано продолжение работы над  темой инновационного проекта путем углубления и расширения проблемного поля своей практической и теоритической деятельности.

Планирование работы всех методических формирований построено с учетом результатов изучения запросов и потребностей педагогов. Управление работой  инновационной группы осуществляет методический совет, состав которого утвержден приказом директора школы. К работе проблемной группы педагогов-новаторов активно подключились другие члены педколлектива.

В целях успешной реализации инновационного проекта осуществлялся внешний и внутренний консалтинг. Среди элементов внешнего консалтинга можно назвать семинары и консультации, организованные консультантом проекта Мещеряковой А.А. 

Педагоги школы стали участниками вебинаров: «Обзор робототехнических конструкторов», «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Безкомпьютерная информатика», «Ключевые  компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», «Лего-конструктор – источник обновления содержания образования в начальной школе», «Дидактические возможности технологии дополненной реальности в образовании», «Дидактические возможности среды 1С: Физический конструктор», «Дидактические возможности среды 1С: Математический  конструктор» и др.

Созданная  в учреждении образования модель  STEАM-образования  для учащихся 1-7 классов показала положительную динамику в формировании  компетенций учащихся уже на первом году реализации практического этапа. Хочется отметить результативное участие обучающихся  в  конкурсах исследовательских работ:  дипломом III степени в районном этапе конкурса для учащихся I ступени общего среднего образования «Я - исследователь» отмечен ученик 4 «Г» класса Поляков Иван.

Диплом I степени в областном этапе конкурса  исследовательских работ по физике отмечен ученик 6 «А» класса Воробьёв Егор.

         За шесть месяцев практической работы  ребята  хоть и неуверенно, но делают первые шаги к успеху. Уже имеются определенные результаты: диплом III степени в направлении «Робототехника» областного этапа конкурса «Дорога в будущее», вошли в десятку лучших в зимнем турнире Robolab возрастная категория 7-9 лет (учитель Тулуб Т.И.), диплом I  степени в районном конкурсе «Техноинтеллект» (учитель Шинкевич Н.В.), учащиеся начальных классов  успешно участвовали в районном конкурсе исследовательских работ и конкурсе технического творчества «Умелые ручки».

        Мы приняли участие в  мероприятиях организованных Ассоциацией «Образование для будущего» и научным консультантом инновационного проекта: «IT-каникулы», конкурсе «Хочу учиться в  STEAM-классе»; участвовали в работе конференции «Актуальные проблемы  STEAM-образования», приняли участие в работе международного форума «Информационные технологии в образовании», познакомились с опытом работы частной школы «  Stembridg», были участниками Stem-fest-Borisov, конференции «ProSteam» в гимназии г.Дзержинска и д.р.

 

Заместитель директора

 по учебно-методической работе  Л.А.Калинич

 

 

свернуть

  СОВЕТЫ ШКОЛЬНИКАМ

Уделите достаточно внимания обдумыванию вопроса, кем бы вы хотели быть, какую профессию получить хотя бы на первом этапе своей самостоятельной жизни
развернуть

   Познакомьтесь с требованиями, предъявляемыми профессией, с точки зрения своего здоровья, характера, усидчивости, инициативности, умения устанавливать деловые контакты, вести разговор, желания учиться в последующем. Ведь получение профессии – это только начало профессионального роста.

 

Не обращайте внимания, если вам скажут, что профессия, которую вы хотите получить, не для вас. Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн математику даже на тройку знал слабовато. Его не единожды математик называл тупицей. И добавлял: «Он никогда ничего не добьется». Но ошибся: фамилию учителя давно забыли, а Эйнштейна знает весь мир!

 

Советуйтесь с родителями по поводу своего выбора. Но помните: если кто-то из родителей будет вам говорить, что им нравится та или иная профессия и они хотели бы вас видеть в ней, – это их предпочтения, но никак не ваши. Только если эти предпочтения совпадают – к ним следует прислушаться. В другом случае решайте сами. Это должен быть ваш выбор. Вам работать по этой профессии. Она должна нравиться именно вам!

 

Если вы еще не разобрались в своем характере – узнайте, какую литературу по этому вопросу почитать. Обратись к школьному психологу. Чем больше знаешь по этому вопросу – тем проще сделать выбор. Полагаем, вы сами догадываетесь, что свойства характера и требования к профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера, продавца, наладчика оборудования, предпринимателя несколько разные. Помните: психологи утверждают, что существует около 30 типов талантов (интеллектов), из них 12 наиболее выраженных. А в каждом из них есть по четыре. Разница только в силе, с которой они в нас заложены. Но наиболее часто встречаются следующие:

Вербально-лингвистический – заключается в природной способности читать и писать слова. Им обладают журналисты, писатели, юристы, учителя.

Цифровой – имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально лингвистическим и цифровым талантами.

Пространственный – присущ творческим людям. Все три этих типа необходимы архитекторам, т.к. эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.

Физический ­­– им наделены многие спортсмены. Кроме того, есть много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действия, и это называется «практическим обучением». Людей этого типа тянет к механике или строительным профессиям. Их талант нередко выражается в наблюдении за вещами, их изготовлении и использовании.

Личностный – его еще называют «эмоциональным». Люди этого типа часто терпят неудачу не потому, что им не хватает умственных знаний, а потому, что они боятся проиграть. Они ограничивают меру своего успеха только потому, что живут в страхе совершить ошибку или потерпеть фиаско. Личностный интеллект – наиболее важный из всех существующих. Он отвечает за контроль над тем, что мы говорим сами себе. Эмоциональное мышление, по оценке специалистов, в 24 раза сильнее рационального.

 Межличностный – люди с такими данными часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению) – политики, актеры, торговцы, ораторы.

Окружающей сферы – это люди, владеющие природным даром иметь дело с деревьями, растениями, животными, землей, природой.

 

Поэтому определитесь, какого интеллекта (таланта) в вас больше, кто вы. Этим самым вы получше узнаете себя и сможете объяснить свое поведение. Подходы к работе и учебе, окружающим и т.д. Вам необходимо понять, что если вы не любите идти на риск, – то вряд ли добьетесь успеха там, где надо действовать нестандартно и даже интуитивно. Исполнитель на риск не пойдет: он будет все взвешивать, обдумывать. И найдет много  причин, чтобы не рисковать. А если у вас слабо развит аналитический аппарат – вряд ли из вас получится хороший экономист, юрист, бухгалтер и т.п. Считать вы сможете, но суть работы экономиста,  бухгалтера и т.п. не только в этом. А в первую очередь в выработке предложений, которые позволили бы улучшить ситуацию (на предприятии, в фирме и т.д.). о хороших юристах и разговора нет – они обязательно должны уметь сопоставить, увидеть то, что может быть незаметно для многих, даже своих коллег. не случайно сложные дела поручают именно тем, кто способен увидеть маленькие нюансы и связь между ними там, где их не видят другие.

 

Помните: даже хорошие школьные отметки гарантией будущего профессионального и карьерного роста не являются. В школе вы их получали за уровень усвоения знаний, которые вам предлагали учителя, излагали в книгах. И кто больше работал, чтобы их усвоить, – у того были выше оценки. В жизни времени на изучение ситуации иной раз будет мало: решение надо будет принимать самостоятельно и оперативно. Кто это сделает лучше – тот будет впереди, независимо от того, какие у него были оценки в школе.

 

Выбор цели в жизни всегда сложен. Но возможность выбора есть всегда.

Многочисленные исследования у нас и за рубежом показали, что минимум 85% успеха человека в жизни основаны на способности общаться и ладить с людьми. Это важнее даже технической компетентности. Действительно, если вы чего-то не знаете, то быстро узнаете. Вам с удовольствием придут на помощь, если вы коммуникабельны, порядочны, инициативны, если сами откликаетесь на просьбу других. Вам обязательно помогут! Но при условии, если вы сами обладаете бескорыстным желанием придти на помощь. Помогайте другим! Это как брошенное вперед – найдется и зачтется!

 

Не отказывайтесь от работы, если вас об этом просят или поручают, даже если эта работа не по вашему профилю. Выполняя такую работу, вы имеете уникальную возможность расширить свой кругозор, научиться делать что-то еще, да еще и бесплатно поучиться. Ведь после вас работу кто-то проверит, а с новеньким это обязательно! И вы получите дополнительные новые знания. Знаний никогда не бывает много, как и не бывает лишних! Знайте: в США при приеме человека на работу факторы располагаются в следующем порядке:

добросовестность

хорошие навыки общения

опыт предыдущей работы

характеристика с предыдущего места работы

образование

Из перечисленного нетрудно сделать нужный вывод!

 

Будьте добросовестны как к окружающим, так и к работе. Добросовестно работающий человек – это свободный человек, т.е. находящийся без постоянного контроля. Недобросовестного все время будут контролировать, спрашивать, напоминать, подгонять! А это сильно действует на психику. Хотите, чтобы на вас не жали, не портили вам нервы, – работайте добросовестно! И это будет замечено!

 

В случае, если работа окажется сложной, – старайтесь сделать ее все равно добросовестно, даже если чуть выбьетесь из срока. Если что-то непонятно, если испытываете затруднения, – обращайтесь за советом. Знающим всегда приятно, что к ним обратились. Им интересно поделится тем, «как это сделать». Даже начальнику, хотя они часто этого не любят. Решайте вопрос с коллегами. Но обращайтесь своевременно! Не выдвигайте потом, в качестве оправдания, довод, что «я не знал, как это лучше сделать».

 

Выбирайте дело по душе, по любви! Человек, любящий свое дело, не мучается им. Оно ему не в тягость, а в радость. В противном случае вы будете мучаться на работе, а работа будет мучить вас! У вас не будет интереса к профессиональному росту. А без этого добиться многого невозможно.

 

Не претендуйте в жизни сразу на многое, особенно с точки зрения оплаты вашего труда. Помните: на рынке труда вы – товар! А это значит, что каждый покупатель (работодатель) хочет купить товар получше, но ценой подешевле (как и любой из нас при товарно-денежных отношениях). И за вас иного сразу не дадут знайте: это только нам кажется, что мы стоим больше. На самом деле нередко и те деньги, что некоторым платят, –  большие, т.к. отдача им не соответствует.

 

Многие наши беды – с завышенных (или заниженных) представлений о себе, т.е. соответствующей самооценки. Оба случая плохи. В первом случае впоследствии наступает разочарование (не достиг того, о чем мечтал), во втором – замедленное движение вперед. Старайтесь оценить себя объективно на каждый момент. Это вовсе не значит, что в самооценке вы должны стоять на месте. Вы будете набираться знаний, опыта, познаете пути преодоления трудностей – и ваш интеллект и самооценка повысятся.

 

Помните: без цели и веры успех не приходит. Определитесь с целью. И верьте в нее. Человек без цели никуда не приплывет, как и корабль. Помните, что снайпер отличается от мазилы только тем, что первый был когда-то тем же мазилой, но приложил много усилий. Чтобы научиться метко стрелять. Поэтому успех завтра – это большой труд сегодня.

 

Познавайте себя. Самопознание и самовоспитание не представляет чего-то недоступного. Оно означает: вы должны увидеть и познать, в чем состоят ваши собственные способности, а затем тщательно организовать и развивать эти способности. Самовоспитание – это, кроме того, знание и понимание себя, желание изменить себя. Эти качества необходимы для роста и успеха.

 

Поймите: разные варианты и решения, которые мы выбираем и принимаем сегодня, в конечном счете, определяют то, что случится с нами в будущем.

Будущее, с которым вам предстоит столкнуться в своей жизни, вовсе не предопределено, и ничто в нем не наступит произвольно, по воле случая, хотя вы склонны думать, что это именно так.

Ваше будущее прямо сейчас существует и живет внутри вас. Вы носите в себе собственную судьбу. Ваше прошлое искажено линзой, которую вы в свое время выбрали для рассмотрения окружающего мира и его оценки. Измените убеждения, которые тянут вас назад. Создайте себе те, которые вас нацеливают на достижение чего-то. Не позволяйте тому дураку, который нередко живет во многих из нас, думать, что мы не способны на что-то хорошее. Мы им еще не занимались. И даже не ставили цели. Бросьте самому себе вызов и желание достичь чего-то, даже если думаете что это вам не под силу!

 

Настройте свои мысли позитивно, на хорошее! Мы в буквальном смысле слова можем сделать все, что захотим, или стать тем, кем захотим. Нас никто и никаким образом не ограничивает, пока не ограничены наши мысли. Нацельте себя на то, кем вы хотите стать, и оставьте позади все, что не служит этому. Кем вы себя видите – тем вы и станете. У вас поле школы начинается новая жизнь. А это – всего лишь новое мышление. Вы сейчас – программист своей жизни. Постарайтесь увидеть те действия и решения, которые вам необходимы для новой жизни и новой цели. Ведь каждый из нас проживает ту жизнь, которую сам себе сотворил.

 

Программируйте себя на успех. Успех приходит к тем, кто ориентируется на успех. Неудача приходит к тем, кто из-за пренебрежения позитивным начинает считать себя неудачником.

 

Не паникуйте, если у вас ранее не складывалась учеба. Вы начинаете новую страницу жизни. Начните ее с вдохновением, с определения цели и большого желания достичь этой цели.

 

Решите для себя, к каким областям деятельности вы лучше всего приспособлены, в чем полнее сможете самореализовываться.

Определитесь, кто вы, каковы ваши возможности. Распахните свой разум для разных вариантов и возможностей. Никакая сумма денег не даст вам достаточной компенсации за работу, которая будет для вас нелюбимой.

Жизнь полна различными вариантами выбора и возможностями. Так что прислушайтесь к себе, своим предпочтениям. Найдите нечто такое, чему вы сможете отдаться всей своей страстью.

 

Мы слишком часто движемся по наезженной колее, где чувствуем себя ограниченными. И в этом проблема! Но своих возможностей мы не знаем. Если вы знаете, куда хотите придти – вы придете. Кто раньше, кто позже. Но придете. Надо только разобраться, где вы находитесь и куда идете. Цели, которые вы установите для себя, во многом определят те обстоятельства и ситуации, с которыми вы встретитесь в жизни. Добивайтесь тех целей, которые ближе вашему сердцу. Не тратьте впустую время, задаваясь вопросом: «А может это мне не по силам?» Намечайте цель и начинайте двигаться. Все начинается с первого шага. Но обязательно вы должны иметь всегда четкую картину, к чему стремитесь. Тогда вы будете выбирать и конкретные необходимые шаги.

Только помните: знать, что хотелось бы, и делать к этому шаги, – далеко не одно и то же. Именно ваши действия, а не желания, ведут вас к цели.

 

свернуть

Дни открытых дверей

Дни открытых дверей ВУЗов в 2019-2020 году
развернуть

Белорусский государственный университет транспорта

Военно-транспортный факультет БелГУТ 19 октября (суббота) в 10:50 устраивает для абитуриентов День открытых дверей. 

Адрес: г. Гомель, ул. Кирова, 34, аудитория № 170

 

Белорусский государственный университет культуры и искусств

Творческий вуз организовывает День открытых дверей 26 октября в 12:00. Студенты и преподаватели расскажут о жизни университета и нюансах поступления в БГУКИ. Также абитуриентам покажут творческие работы студентов и проведут экскурсию по зданию вуза.

Адрес: г. Минск, ул. Рабкоровская, 17, аудитория № 170

 

Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины

ВГАВМ приглашает школьников и их родителей 2 ноября в 11:00 познакомиться с академией, пообщаться с преподавателями и больше узнать о специальностях вуза. Абитуриентам проведут экскурсию по музеям и кафедрам, а также покажут живой уголок академии.

Адрес: г. Витебск, ул. 1-я Доватора, 7/11, Дом культуры академии

 

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

2 ноября в 12:00  зовёт абитуриентов на ярмарку специальностей и встречу с представителями факультетов. Можно будет узнать правила поступления в вуз, побеседовать со студентами и преподавателями и посмотреть материально-техническую базу университета.

Адрес: г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, аудитория 317 (3 этаж)

 

Белорусский государственный технологический университет

День открытых дверей в БГТУ состоится 3 ноября в 12:00. На мероприятии можно будет ознакомиться со специальностями университета, задать вопросы приёмной комиссии, студентам и преподавателям. Абитуриенты также смогут пройтись по аудиториям и лабораториям вуза.

Адрес: г. Минск, ул. Свердлова, 13а, корпус 4

 

День открытых дверей в БНТУ

 28.12.2019  «Калейдоскоп специальностей»

Начало мероприятий в 10.00 по факультетам

Адрес: г. Минск, Независимости, 65

 

 "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

25.01.2020

Адрес: г. Минск, Свердлова, 13а

 

 "УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" 

День открытых дверей  2 ноября 2019  состоится в 11.00

Адрес: г. Минск, Машиностроителей, 25

 

 "ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ"

День открытых дверей  19  октября  2019  состоится в 10.00

Адрес: г. Минск, пр-т Независимости, 220

 

ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

День открытых дверей  16  ноября  2019  состоится в 13.00

Адрес: г. Минск, Славинского, 4

 

УО "БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНОВ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

День открытых дверей  10  января  2020  состоится в 10.00

Адрес: Могилевская область, г. Горки, Мичурина, 5

 

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ"

Дни открытых дверей: 23.11.2019,   15.02. 2020

Начало мероприятий в 10.00 по адресу ул. П.Бровки, д.10 4 этаж в 10.00, ул. П.Бровки, д.10  4 этаж.

"БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ АВИАЦИИ"

Дни открытых дверей: 23.11.2019, 18.01.2020, 14.03.2020

Начало мероприятий в 10.00

Адрес: г. Минск, Уборевича, 77

свернуть

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЕЙ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учреждение образования Белорусский государственный технологический университет

Информация для поступающих, информационный ролик об учреждении
развернуть

ПТУ Минской области

1.

Государственное учреждение образования  «Березинский аграрно-технический профессиональный лицей»

2.

Учреждение образования «Борисовский государственный колледж»

3.

Учреждение образования «Борисовский государственный строительный  профессиональный лицей»

4.

Учреждение образования «Вилейский государственный колледж»

5.

Государственное учреждение образования «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

6.

Государственное учреждение образования «Жодинский профессиональный лицей»

7.

Государственное учреждение образования «Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей»

8.

Учреждение образования «Копыльский государственный колледж»

9.

Государственное учреждение образования «Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

10.

Учреждение образования «Молодечненский государственный  колледж»

11.

Государственное учреждение образования «Областной аграрно-технический профессиональный лицей»

12.

Учреждение образования «Слуцкий государственный колледж»

13.

Учреждение образования «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

14.

Государственное учреждение образования «Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

15.

Учреждение образования «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей»

16.

Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»

17.

Учреждение образования «Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

18.

Государственное учреждение образования «Червенский профессиональный строительный лицей»

свернуть

Как правильно выбрать профессию

Как правильно выбрать профессию

Выбор профессии - одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.

Есть такое выражение: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».

При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?

Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.

Условия выбора профессии:

Хочу Могу Надо

Сфера «хочу» - интересы, стремления.

Сфера «могу» - способности, особенности характера.

Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.

Итак, при выборе профессии нужно:

  • знать как можно больше профессий;
  • определиться в своих интересах;
  • знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;
  • оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;
  • знать региональную структуру потребности в кадрах.

Возможные затруднения при выборе профессии:

  • слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом

профессий;

  • неумение оценить свои возможности;
  • отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;
  • отсутствие интереса, к какой бы то ни было деятельности

 

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  1. Выбор профессии «за компанию».
  2. Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  3. Увлечение только внешней стороной профессии.
  4. Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  5. Устаревшее представление о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  6. Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий.
  7. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
  8. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  9. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.

Классификация профессий:

Человек - человек

Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.

Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.

Человек - техника

Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.

Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер - строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.

Человек-природа

Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.

Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.

Человек - знаковая система

Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.

Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.

Человек - художественный образ

Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.

Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.

свернуть

Словарь новых профессий

  1. IT-менеджер - специалист по разработке стратегии развития информационных систем компании.       
  2. Агент - юридическое или физическое лицо, которое совершает операции по поручению другого лица за  его счет и от его имени, не являясь при этом его служащим.        
  3. Аквизитор - страховой агент, занимающийся заключением новых и возобновлением досрочно прекративших свое действие договоров добровольного страхования.
  4. Аналитик производит сбор, систематизацию, интерпретацию и анализ конъюктурной информации; составление прогнозов и обзоров в различных сферах трудовой деятельности. Коньюктура - стечение обстоятельств, которое может повлиять на исход какого-либо замысла
  5. Андеррайтер - гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи. В страховании – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать все виды риска.
  6. Антикризисный управляющий анализирует работу организации, делает экспертную оценку стоимости основных фондов и недвижимости промышленных и торговых предприятий, банков, страховых компаний; консультирует по вопросам реорганизации и ликвидации предприятий; проводит антикризисные мероприятия.
  7. Арбитр участвует в разрешении хозяйственных споров, возникающих между сторонами при заключении, расторжении и исполнении договоров, выявляя при этом нарушения законности; вносит предложения об их устранении, о привлечении виновных лиц к ответственности.
  8. Арт - директор организует процесс производства фильма или спектакля, проведения концерта или гастролей; отвечает за подготовку к съемке или выступлению, готовность исполнителей и персонала, создает условия для их эффективной работы; контролирует сохранность материальных ценностей; предотвращает и разрешает конфликтные ситуации.
  9. Ассистент менеджера - личный помощник руководителя, логистика. Организует работу руководителя фирмы; выступает в качестве посредника, напрямую ведущего переговоры от имени лица, которое представляет.
  10. Аудитор проводит внутренний и внешний (независимый) контроль предприятий, осуществляет проверку счетов, ревизию отчетности на ее достоверность и законность совершаемых операций.     
  11. Банковский служащий - специалист, отвечающий за организацию процесса обработки, выдачи вкладов, регистрацию банковских операций.
  12. Бизнес – консультант - отдельное лицо или фирма, оказывающие комплексные или специальные услуги фирмам, предприятиям по широкому кругу вопросов. Например: составление бизнес планов, аудиторские проверки, исследования рынка, консультирование по юридическим вопросам.
  13. Бренд – менеджер - специалист по продвижению и продаже на рынке группы товаров определенной торговой марки (в т.ч. и за рубежом).  Необходимы серьезные познания в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью, знание иностранных языков.        
  14. Брокер - специалист по оказанию услуг при заключении коммерческих, валютных, кредитных сделок, совершаемых на бирже между продавцом и покупателями. Консультирует клиентов, осуществляет расчетно-аналитическую деятельность. Необходимы знания бухучета, делопроизводства, маркетинга.
  15. Валеолог - специалист, занимающийся вопросами сохранения здоровья человека. Работает в области охраны труда, эргономики и психогигиены. Валеология – наука о здоровье, его проявлениях, механизмах формирования, сохранения и укрепления.        
  16. ВЕБ-дизайнер - специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт. Он придумывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту.
  17. ВЕБ-программист - призван воплотить вдохнуть жизнь в проекты WEB-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML (компьютерный язык, используемый для создания Интернет-страниц).
  18. Верстальщик - специалист, работающий в рекламных или издательских фирмах. Занимается компьютерной версткой рекламных, издательских материалов.      
  19. Визажист (косметолог) - специалист по уходу за лицом, его обработке, макияжу. Визажист-стилист работает с лицом, чтобы придать ему определенный образ. Визажист-косметолог определяет и подбирает подходящий тип косметики, устраняющий видимые дефекты, готовит индивидуальные косметические средства.
  20. Витражист - оформитель витрин и выставок. Разрабатывает дизайн, оборудует витрины и другие элементы выставочных комплексов.
  21. Гувернер - обучает и воспитывает детей в семьях с высоким уровнем достатка, осуществляет начальную и общекультурную подготовку ребенка к обучению в образовательном учреждении; следит за соблюдением его режима труда и отдыха, несет высокую ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Должен обладать общей культурой и эрудицией, знанием педагогики, психологии, всех школьных предметов начальной школы.     
  22. Девелопер - специализация профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Девелопер заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, строит объект, например, офисное здание, в котором он может сдать в аренду  отдельные  офисы; а может и продать принадлежащую ему недвижимость. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.      
  23. Декларант таможенный - специалист фирмы по работе на таможне. Отслеживает оформление документации и движение грузов. Требуются знания внешнеэкономической деятельности, таможенного законодательства.
  24. Джоббер - посредник на фондовой бирже. В отличие от брокера покупает и продает акции за свой счет. Доход складывается из курсовой разницы продаваемых и покупаемых акций и других ценных бумаг.
  25. Дизайнер - проектировщик, создатель оригинальных эскизов, образов, моделей, узоров. В настоящее время наиболее часто требуются дизайнеры в области полиграфии и дизайнеры по интерьеру, специалисты в области дизайна одежды, обуви, ткани.     
  26. Дилер - лицо или фирма, осуществляющее биржевое или торговое представительство. Дилер может выступать посредником в торговых сделках купли-продажи ценных бумаг, товаров, валюты. Брокеры и трейдеры работают на товарной бирже, а дилеры и маклеры на фондовой бирже      
  27. Дистрибьютер. Лицо (фирма), осуществляющие прямые продажи. Обычно фирма реализует товар через целую сеть таких работников – дистрибьютеров. Он является официальным представителем «материнской фирмы», с которой связан контрактом и обязуется продавать товар только  этой фирмы.         
  28. Евродизайнер интерьера занимается отделкой жилых и офисных помещений по европейским стандартам качества, воплощает эксклюзивные (исключительные, необычные, уникальные) проекты.
  29. Имиджмейкер - специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности или фирмы. Высококвалифицированный имиджмейкер одновременно является хорошим психологом, стилистом, дизайнером, визажистом и специалистом по РR технологиям.
  30. Инженер - резидент - специалист  инженерно-консультационной фирмы, направленный для надзора за осуществлением оговоренного контрактом объема инжиниринговых услуг на месте реализации проекта и для непосредственного участия в работах.     
  31. Инженер-эколог - специалист по наладке, монтажу и эксплуатации технологического оборудования для процессов биологической очистки.
  32. Кинолог - специалист по изучению собак и их использованию в охранных, спасательных и иных службах; содержанию собак в питомнике. Ухаживает за ними, дрессирует (обучает выполнению определенных команд, действий, навыков).   
  33. Клипмейкер - специалист по работе с видео и звуком. Трансформирует рекламные идеи в короткие видео-сообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок.  
  34. Колорист - специалист, разрабатывающий цветовые варианты новых рисунков и оформления тканей, трикотажного полотна и изделий  новых структур. Участвует в экспериментальных работах по расширению ассортимента, внедрению новых технологических режимов колористического оформления тканей и других изделий.        
  35. Коммивояжер - агент торговой фирмы или организации, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам. Работа предполагает частые командировки.
  36. Консигнатор - агент по продаже партий товара со своего склада и от своего имени за вознаграждение.
  37. Копирайтер занимается трансформацией рекламных идей, разработкой концепции рекламной компании, созданием эффективных рекламных тестов, слоганов. Требуется лингвистическое образование.
  38. Логистик - специалист по разработке схем товародвижения (поставка сырья, производство, транспортировка, продажа продукции). Его задача – с минимальными транспортными расходами и финансовыми затратами доставить товар к месту назначения.  Как правило, необходимо знание английского языка.
  39. Макетчик - специалист по изготовлению макетов, размещению компонентов на рекламных макетах.
  40. Маклер - посредник при заключении сделок на фондовых, товарных и валютных биржах; делец, оказывающий какие-либо посреднические услуги за плату. Консультирует клиентов, согласует цены и порядок оформления документов. Работает индивидуально или как член фирмы.
  41. Маркетолог - специалист, исследующий рынок. Изучает, прогнозирует, формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т. д. Как правило, требуется экономическое образование. Маркетинг – комплексная программа управления предприятием, исходящая  из учета ситуации на рынке сбыта, а так же организации сбыта товаров.      
  42. Мастер по компьютерным сетям - специалист, обеспечивающий компьютерную связь по локальным сетям, телефонным линиям или специально выделенным каналам. Занимается созданием единого офисного пространства для качественной и быстрой передачи информации (текстов, картинок, видеозаписи и звукозаписи).
  43. Матрициор - специалист по изготовлению матриц (прямоугольных таблиц с колонками и числами) в рекламных агентствах и редакциях.
  44. Менеджер - наемный профессиональный управляющий в различных сферах производства, который осуществляет связь между правлением и работниками, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, а также проводит мероприятия по повышению эффективности сбыта. Специфика работы менеджера определяется сферой его профессиональной деятельности.
  45. Мерчендайзер - торговый представитель (менеджер по рекламе), который занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары розничным фирмам (магазинам, ресторанам), поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Кроме того, помогает вести учет складских запасов, дает рекомендации клиентам по ценам и в области рекламной стратегии.         
  46. Метрдотель - специалист, осуществляющий контроль и управление персоналом низшего звена (официантами и т. д.).
  47. Оценщик - специалист по оценке недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, производит оценку недвижимости (земельных участков, строений, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений) на основе анализа объекта недвижимости, его материальной, коммерческой стоимости.   
  48. Пейджмейкер - специалист-художник, работающий в издательстве или рекламном бизнесе. Трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественную концепцию рекламной программы, иллюстрирует художественные и рекламные  тексты.
  49. Продюсер - финансирует проекты в области искусства, спорта, науки, культуры; подбирает агентов, операторов, администрацию программы, составляет смету расходов и ежедневное рабочее расписание.
  50. Промоутер - представитель кампании по сбыту. Поддерживает имидж фирмы, отвечает за продвижение ее проектов, продвигает для продажи все производимые фирмами товары, работает с сетью магазинов, содействует продажам товара. Может работать и самостоятельно.       
  51. Психолог по потреблению занимается анализом человеческого поведения и мотиваций, связанных с покупательским спросом, привычками и стереотипами. Проводит обследование и психологическое тестирование с целью определения реакции потребителя на новые продукты и услуги, оказывает содействие в подготовке эффективных рекламных сообщений и слоганов.
  52. Рекрутер - специалист по набору персонала  для различных организаций. Это посредник между человеком, желающим найти работу, и работодателем. В обязанности рекрутера входит психологический и профессиональный подбор людей.      
  53. Ресепшионист - сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов. Занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.
  54. Референт. Секретарь-референт, технический, научный. Собирает и обобщает информацию, на основе которой принимает решения, готовит доклады, выступает от лица руководства, отвечает за переработку разного рода информации и доводит ее до сведения сотрудников, консультирует по определенным вопросам. 
  55. Риэлтор - специалист по продаже недвижимости. Работает индивидуально или в фирме, совершает от своего имени и за свой счет, либо от своего имени, но за счет  имени заинтересованного лица гражданско-правовые сделки с земельными участками, зданиями, строениями.        
  56. Сейлзменеджер - менеджер по продажам, отслеживает спрос на продаваемые товары, контролирует сделки, которые осуществляют представители фирм по продажам, проводит поиск клиентов – покупателей (оптовых или розничных фирм).
  57. Сервис – инженер - специалист по установке, обслуживанию и ремонту высокой техники (компьютеров, телевизоров, сигнализации и пр.)
  58. Системный администратор - это профессионал в области информационных технологий, который отвечает за эксплуатацию и обслуживание сервера, оборудования и программного обеспечения, установленного на компьютерах предприятия.
  59. Сомелье – специалист, совмещающий профессии дегустатора напитков (чаще всего вин) и бармена.
  60. Специалист в области рекламы занимается продажей рекламных площадей, написанием рекламных текстов, дизайном рекламных макетов.
  61. Специалист по защите информации проводит сбор и анализ материалов предприятий и учреждений с целью выработки и принятия решений и мер по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств автоматического контроля, обнаружения возможных каналов утечки сведений, представляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну.
  62. Специалист по медиапланированию (масс-медиа) - специалист, отвечающий за работу со средствами массовой информации, с целью поддержания имиджа организации.
  63. Специалист по связям с общественностью - специалист по «паблик релейшн». Поддерживает имидж фирмы, отвечает за информационное продвижение ее проектов, за работу со средствами массовой информации, обеспечивает взаимодействие с общественностью. Требуются образование в сфере психологии и журналистики.  
  64. Спичрайтер специалист по написанию статей, речей, докладов.
  65. Супервайзер осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей. Супервизорство – метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы. Имеет место там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различной категорией людей.
  66. Сюрвейер - эксперт, который осуществляет по просьбе страхователя и страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов, грузов и дает заключение о состоянии судна, его мореходных качествах, грузах.
  67. Трейдер – специалист по ценным бумагам (валюте, драгоценным металлам), принимающий участие в биржевых торгах
  68. Тренинг-менеджер - специалист по обучению персонала, проводит обучение самостоятельно.
  69. Тур – эксперт - специалист туристической фирмы, занимающийся сбором информации и анализом материалов о странах и регионах, условиях организации в них отдыха, транспорта, питания; консультированием клиентов, оценкой возможных трудностей и опасностей.
  70. Туроператор занимается отправкой и приемом туристов по предлагаемым направлениям.
  71. Финансовый директор - специалист, изучающий область производства и продвижения товаров, участвует в разработке бизнес-проектов, занимается анализом финансово-хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает схемы денежных потоков, оценивает степень риска инвестиционных проектов.
  72. Флорист. Дизайнер – флорист, фитодизайнер – специалист по работе с растениями. Занимается уходом, составлением композиций, букетов, привязкой их к интерьеру.
  73. Франчайзор. Франчайзинг – система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов: франчайзора - продающего за определенное вознаграждение проверенную и успешную  бизнес-идею (торговую марку,  обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу); и франчайзи, который выплачивает франчайзору первоначальную франшизную плату и текущие дивиденты за право ведения бизнеса.
  74. Хостес - домохозяйка, экономка. Такая должность возможна в штате гостиниц.
  75. Художник-модельер – специалист, который занимается проектированием одежды и разрабатывает эскизы и рисунки новых моделей изделий, фурнитуры, рисунки и структуру новых полотен, обеспечивает соответствие их перспективным направлениям моды.
  76. Цивилист осуществляет методическое руководство правовой работой в организации и оказывает правовую помощь ее структурным подразделениям. Участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и неукомплектованной продукции и иных правонарушений для передачи их в следственные и судебные органы.
  77. Цифрайзер - специалист по защите информации. Выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик,  соблюдения государственной тайны.      
  78. Экологический аудитор анализирует уровень загрязнения окружающей среды и нанесенного ущерба, ведет контроль за отходами предприятий, их хранением, переработкой, а так же занимается разработкой экологических программ.
  79. Экспедитор - специалист по приему различных грузов от поставщиков, перевозке (сопровождению) и сдаче их в установленные сроки заказчикам; получению, погрузке, разгрузке товаров, обеспечению сохранности материальных и денежных ценностей; оформлению  документации на прием и сдачу грузов.    
свернуть

Выбор профессии – очень ответственный шаг в жизни каждого человека

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением. (Презентация)
развернуть

Классификация профессий

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на 5 типов (классификация Климова Е.А.):
развернуть

1. "Человек - живая природа" (П)     Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.      Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. "Человек - техника" (и неживая природа) (Т)      Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.      Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.

3."Человек - человек" (Ч)

   Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.      К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек - знаковая система" (3)     

  Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.      Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

5."Человек - художественный образ" (X)

    Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.      К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

  1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание)

 Примеры:      в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;      в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;      в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;      в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;      в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.

  1. Преобразующие профессии (П)

Примеры:      в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;      в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;      в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;      в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;      в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

  1. Изыскательские профессии (И)

Примеры:      в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;      в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;      в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли;      в типе "человек - знаковая система" - программист, математик;      в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.

    Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ботаник

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Актёр

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

  1. Профессии ручного труда (Р)

Примеры:      в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;      в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец;     в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

  1. Профессии машинно-ручного труда (М)

    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

  1. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А)

    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

  1. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

    Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

  1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б):лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
  2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о):агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.
  3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н):антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
  4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

свернуть

Учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования

Список актуальных вакансий на дату 23.01.2020