«Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждениях образования»

Цель  – создание модели психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждении образования.

Задачи:

1) провести теоретико-методологический анализ концептуальных подходов к феномену детской одаренности;

2) провести эмпирическое исследование индивидуально-личностных качеств одаренных и высокомотивированных учащихся;

3) повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей;

4) организовать психолого-педагогическое сопровождение одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждении образования на основе предложенной теоретической модели;

5) провести мониторинг качества психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждении образования.

Сроки реализации педагогического проекта: 2024 – 2026 гг.

Сведения о руководителе учреждения образования:  директор гимназии Мойсейчик Галина Казимировна

Сведения о руководителях педагогического проекта: Конопляник Оксана Юрьевна, заместитель директора по учебно-методической работе, Герасенко Людмила Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе

Сведения об участниках реализации педагогического проекта:

Володько Н.В., классный руководитель 4 «А» класса

Кулеш Л.А., классный руководитель 4 «Б» класса

Козел Ю.С., классный руководитель 4 «Д» класса

Галяк О.Б., классный руководитель 5 «А»

Терешко Л.И., классный руководитель 5 «В» класса

Забавская И.И., классный руководитель 6 «А»

Пивоварчик Т.Ю., классный руководитель 7 «А» класса

Кардаш Е.И., классный руководитель 8 «А» класса

Михайленко А.И., классный руководитель 8 «Б» класса

Астраух Е.О., классный руководитель 9 «Б» класса

Медзер М.Л., классный руководитель 10 «А» класса

Лакисова Е.И., классный руководитель 11 «Б» класса

Сопот Е.В., педагог- психолог

Актуальность педагогического проекта:

В настоящее время одаренность детей является одной из актуальных и приоритетных тем исследования. Проблемы выявления и поддержки одаренных детей всегда находились в центре внимания педагогического сообщества. Интерес современного общества к детской одаренности связан в первую очередь с потребностью государства в неординарных творческих личностях, обладающих высокой социальной и гражданской активностью, умеющих нестандартно мыслить и способных успешно развивать страну.

Процветание Республики Беларусь во многом будет напрямую зависеть от развития личностных ресурсов человека, его способности на протяжении всей жизни быть социально и профессионально мобильным, от создания развивающей творческой культурно-образовательной среды, обеспечивающей становление разнообразных качеств и способностей личности учащегося, от умения молодых людей гибко и адекватно реагировать на изменение жизненных ситуаций, ставить новые перспективные цели, принимать самостоятельные и нестандартные решения.

Этим обусловлена принципиально новая образовательная политика, учитывающая изменившийся социальный заказ общества и предполагающая создание системы целенаправленной и продуктивной деятельности в данном направлении. Подтверждением тому может служить успешная реализация государственной политики в области образования:

- модернизация системы выявления, учета, социальной поддержки и работы с одаренной и талантливой молодежью (Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года);

- инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося – одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами (Кодекс об образовании Республики Беларусь);

- поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научной, научно-технической и инновационной деятельности, стремления к личностным научным достижениям в рамках деятельности учреждения образования «Национальный детский технопарк» (Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы).

Тема данного проекта отражена в приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021–2025 годы: «Обеспечение безопасности человека, общества и государства: социогуманитарная, экономическая и информационная безопасность (человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, управление техническими, технологическими и социальными процессами)».

Актуальность  деятельности обусловлена противоречиями между:

– организацией и проведением олимпиад, конкурсов, турниров, фестивалей и иных образовательных мероприятий на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей и отсутствием системного и целенаправленного психологического сопровождения обучающегося в период данных мероприятий;

– недостаточной теоретической разработанностью проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся и практической необходимостью его осуществления в современных условиях.

Реализация данного педагогического проекта позволит сократить пробелы в теоретических и эмпирических исследованиях проблемы выявления, поддержки и развития одаренных детей, поскольку он направлен на внедрение модели психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся.

Данный проект направлен на:

- определение критериев и признаков одаренности учащихся, создание банка диагностических методик для выявления индивидуально-типологических и личностных особенностей одаренных учащихся;

- осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных учащихся;

- оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач личностного развития, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;

- проведение мероприятий по психологическому просвещению участников образовательных отношений, способствующих формированию представлений о природе одаренности, об особенностях обучения и воспитания одаренных учащихся.

Календарный план реализации инновационного проекта «Внедрение методики психолого-педагогического сопровождения одаренных и высокомотивированных учащихся в учреждении образования» на 2024/2025 учебный год

свернуть

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.             

Инструктивно-методическое совещание «Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности учреждений образования Республики Беларусь»

август 2024

Конопляник О.Ю., заместитель директора по учебно-методической работе

2.             

Педагогический совет «Анализ работы гимназии в 2023/2024 учебном году. Особенности организации образовательного процесса, обусловленные реализацией педагогического проекта в 2024/2025 учебном году»

август 2024

 

Мойсейчик Г.К., директор гимназии,

Тулуб Т.И., заместитель директора по учебной работе

3.             

Совещание с участниками творческой группы учителей «О планировании и организации методической работы с учителями в условиях реализации педагогического проекта» 

август 2024

Конопляник О.Ю., заместитель директора по учебно-методической работе

4.             

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения реализации педагогического проекта

август 2024

Сопот Е.В., педагог - психолог

5.             

Издание приказа «Об организации проектной деятельности в гимназии в 2024/2025 учебном году» на основании приказа Управления по  образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома

сентябрь 2024

Конопляник О.Ю., заместитель директора по учебно-методической работе

6.             

Разработка плана работы творческой группы учителей с учетом темы педагогического проекта

август 2024

Конопляник О.Ю.,  Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

7.             

Изучение материалов периодической печати, материалов в сети Internet, тематической литературы по проектной деятельности

сентябрь 2024

Педагоги творческой группы

8.             

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации педагогического проекта»

октябрь

2024

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В.

заместители директора по учебно-методической работе

9.             

Диагностика исследовательских умений и инновационной компетентности всех участников проекта

сентябрь 2024

Сопот Е.В., педагог - психолог

10.         

Диагностика личностного развития, компетенций учащихся

октябрь 2024

Сопот Е.В., педагог - психолог

11.         

Определение тем педагогических исследований участников проектной деятельности, составление индивидуальных планов работы

сентябрь 2024

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

12.         

Корректировка календарно-тематического планирования

сентябрь 2024

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

13.         

Организационно-разъяснительная работа с учащимися и их законными представителями по вопросу реализации педагогического проекта (классные и родительские собрания)

сентябрь,

октябрь 2024

Сопот Е.В., педагог – психолог, классные руководители

14.         

Динамические группы для высокомотивированных и одаренных учащихся

в течение

года

Сопот Е.В., учителя-предметники

15.         

Создание информационного релиза для всех участников педагогического проекта (составление аннотированных списков литературы, подбор интернет ресурсов)

октябрь 2024

Сопот Е.В., педагог – психолог, учителя-предметники

16.         

Подготовка и проведение вебинаров для законных представителей

сентябрь

ноябрь 2024

январь 2025

март 2025

Сопот Е.В., педагог – психолог, классные руководители

17.         

Проведение психологического квеста с элементами тренинга

«Я познаю себя».

октябрь 2024,

декабрь 2024,

март 2025

Сопот Е.В., педагог - психолог

18.         

Онлайн-клуб для педагогов

1 раз в месяц

Сопот Е.В., педагог - психолог

19.         

Выступление на педагогическом совете по подведению промежуточных итогов реализации педагогического проекта

август 2025

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В.  заместители директора по учебно-методической работе

Хитрова Ю.В., педагог - психолог

20.         

Заседание творческой группы учителей

сентябрь 2025

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

21.         

Проведение мониторинговых исследований по определению эффективности проектной деятельности (2-й цикл)

март 2025

Сопот Е.В., педагог - психолог

22.         

Подготовка справки о промежуточных результатах реализации педагогического проекта в 2024/2025 учебном году

до апреля 2025

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

23.         

Разработка календарного плана реализации педагогического проекта на 2025/2026 учебный год

до апреля 2025

Герасенко Л.В., заместитель директора по учебно-методической работе

24.         

Информирование законных представителей учащихся о промежуточных результатах реализации педагогического проекта

апрель 2025

Классные руководители

25.         

Подготовка отчетов о выполнении индивидуальных планов работы участниками педагогического проекта

май 2025

Участники педагогического проекта

26.         

Рефлексивные совещания с участниками педагогического проекта

1 раз

в месяц

Конопляник О.Ю.

27.         

Тематические индивидуальные и групповые консультации по теме педагогического  проекта

1 раз

в месяц

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

Сопот Е.В., педагог - психолог

28.         

Взаимодействие с консультантом педагогического проекта

в течение года

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

29.         

Самообразование по темам педагогических исследований

в течение года

Участники инновационного проекта

30.         

Повышение квалификации участников педагогического проекта

в течение года

Конопляник О.Ю., заместитель директора по учебно-методической работе

31.         

Участие участников педагогического проекта в семинарах, мастер-классах, конференциях

в течение года

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

32.         

Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме педагогического проекта

в течение года

Конопляник О.Ю., Герасенко Л.В. заместители директора по учебно-методической работе

Сопот Е.В., педагог - психолог

33.         

Диагностика качества результатов учебной деятельности учащихся

в течение года

(по итогам четверти)

Тулуб Т.И., заместитель директора по учебной работе

34.         

Создание банка планов (дидактических сценариев, технологических карт) учебных занятий с использованием элементов тренинга

в течение года

Сопот Е.В., педагог - психолог

35.         

Создание системы научно-методического и информационного обеспечения  работы по проекту в учреждении образования:

- банк видео и компьютерных записей уроков и внеклассных мероприятий вместе со сценарным и методическим материалом на бумажном (электронном) носителе;

- мультимедийные презентации для проведения обучающих семинаров для педагогов;

подборки статей периодической печати и материалов для педагогов;

- аннотированная библиография профессионально значимой литературы;

описание мониторинговых и диагностических процедур.

в течение года

Герасенко Л.В. заместитель директора по учебно-методической работе, участники педагогического проекта

36.         

Размещение материалов по проекту  на сайте гимназии

в течение года

Сопот Е.В., педагог-психолог

свернуть
поделиться в: