Школьное питание

Примерное двухнедельное меню для учащихся

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

свернуть
 
 
Перечень технологических карт блюд и изделий

Настоящий информационный сборник технологических карт блюд и изделий (далее – Сборник) включает технологические карты новых блюд и изделий, которые разработаны с учетом вкусовых предпочтений обучающихся технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, осуществляющих организацию питания в учреждениях общего среднего образования, как в рамках эксперимента по организации школьного питания, так и ранее.

Технологические карты новых блюд и изделий составлены в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1210-2010 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия» (далее – СТБ 1210-2010) и получили гигиеническую оценку.

В Сборник также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий».

Все блюда и изделия, приведенные в Сборнике, прошли экспериментальную технологическую отработку, базируются на применении щадящих методов кулинарной обработки и предназначены для обеспечения реализации принципов здорового питания.

В питании учащихся не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус), а также продукты с их использованием, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки, не отвечающие установленным требованиям для детского питания.

Для приготовления блюд используется соль поваренная пищевая йодированная, масло растительное в зависимости от промышленной переработки (нерафинированное, рафинированное, дезодорированное и другое), сыры (мягкие, полутвердые, твердые), нежирное мясо (свинина мясная, говядина первой категории или телятина), птица и субпродукты, преимущественно охлажденные, яйца куриные диетические, яйца перепелиные вареные, огурцы консервированные без уксуса, морская капуста консервированная или маринованная без уксуса.

Котлетная свинина и говядина не относятся к нежирному сырью, в связи с чем могут использоваться только в сочетании с нежирным мясом (к примеру, грудкой из птицы или индейки) или овощами. Котлетная свинина и говядина должны содержать жира и соединительной ткани не более 35% и 20% соответственно от общей массы полуфабриката (СТБ 1020-2008 «Полуфабрикаты мясные натуральные. Общие технические условия).

В случае поступления на производство пищевых продуктов и продовольственного сырья, отличных от указанных в технологических картах, нормы отходов и потерь при технологической обработке устанавливаются на основании контрольных проработок. Контрольные проработки проводятся на партию сырья однократно в количествах по усмотрению производителя и с учетом возможности реализации продукции. Контрольные проработки оформляются актами по форме, приведенной в СТБ 1210-2010.

При использовании в процессе изготовления блюд и изделий новых видов теплового технологического оборудования, обеспечивающего температурно-влажностный режим кулинарной обработки, отличный от указанного в технологических картах (например, пароконвектомат или индукционная электроплита и др.), нормы выхода блюд или вложения компонентов на заданный выход должны быть уточнены путем контрольных проработок.

Данный Сборник сформирован в целях актуализации действующего Сборника технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 11 июля 2006 г. № 21.

Вместе с тем Сборник является рекомендованным для использования при организации питания обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования.

Выбор технологических карт осуществляется с учетом производственных возможностей объекта общественного питания, квалификации работников.



Перечень технологических карт блюд и изделий

Название блюда

Количество

1.

Холодные блюда и закуски

57

2.

Блюда из творога и яиц

15

3.

Блюда из картофеля и овощей

16

4.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

9

5.

Супы

10

6.

Блюда из рыбы

30

7.

Блюда из мяса и субпродуктов

39

8.

Блюда из птицы

72

9.

Сладкие блюда и напитки

27

10.

Мучные блюда

24

11.

Блюда из овощей

11

12.

Соусы

19

 

ИТОГО

329

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(Архив 136.81 МБ)

Скачать информационный сборник технологических карт блюд и изделий(PDF 57.35 МБ)

свернуть

Об итогах проведении пилотного проекта по апробации новых технологий и принципов организации школьного питания.

свернуть

  В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 870 завершился пилотный проекта по организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования. Минскую область в проекте представляли: ГУО «Средняя школа № 1 г. Фаниполя» Дзержинского района, ГУО «Несвижская гимназия», ГУО «Дещенская средняя школа Узденского района».

  По результатам проведения пилотного проекта главное управление по образованию Минского облисполкома совместно с областным и районными центрами по обеспечению деятельности бюджетных организаций оценивает проведение пилотного проекта с положительной стороны и считает целесообразным для дальнейшего внедрения в учреждения образования.

  С 1 сентября 2023 года 411 (82,5%) школ прейдут на новые принципы организации питания обучающихся. Далее планируется поэтапный переход оставшихся школ в два этапа с 01.01.2024 и с 01.04.2024.

  Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

  Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.

  Расширен ассортиментный перечень продукции, реализуемой в буфетах школ, за счет включения в него новых видов продуктов,  предназначенных для питания детей школьного возраста, разработанных РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию».

  С 1 сентября 2023 устанавливается фиксированная ежемесячная плата родителей за питание в школах.  Плата законных представителей за питание обучающихся, получающих общее среднее образование, в день взимается в зависимости от возраста, количества приемов пищи в учреждениях образования, в процентах от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

  Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи позднее – с обеда и далее получать полдник, ужин.

  Питание обучающимся в учреждениях общего среднего образования в первую смену предоставляется не ранее, чем через 2-2,5 часа от начала работы учреждения образования, во вторую смену – не ранее чем через 45 минут от начала занятий второй смены.

  В каждом учреждении образования на постоянной основе проводится анкетирование обучающихся и их родителей (законных представителей) с целью изучения мнений по введению новых принципов организации питания и совершенствования его структуры в лучшую сторону.

 

свернуть

Горячая линия по организации питания

Телефоны «горячей линии» государственного учреждения образования "Гимназия г. Фаниполя" по вопросам организации питания в учреждении:
+375171694710 - директор гимназии Мойсейчик Галина Казимировна
развернуть

Питание школьников

свернуть

В настоящее время, к сожалению, питание некоторой части современных школьников претерпело существенные изменения. Их рацион зачастую состоит из сплошных перекусов и перехватов, питания набегу, в перерывах между уроками, кружками, секциями и другими повседневными делами. И не потому, собственно, что на нормальный приём пищи у них нет времени, а потому, что либо в семье не организовано правильное питание, либо у ребёнка не сформировано правильное отношение к проблеме питания вообще и к своему здоровью в частности. Поэтому сегодняшний разговор о питании школьников считаю очень важным и своевременным.

Следует понимать, что если взрослым такое питание набегу может сходить с рук довольно долго, то детский организм очень быстро начинает реагировать различными нарушениями, которые взрослые долгое время не замечают, списывая их на плохое поведение, капризы, лень, невнимательность и др. А зря. В таких случаях нужно, прежде всего, проанализировать характер питания ребёнка, который в детском и подростко вом возрасте должен более строго контролироваться, чтобы обеспечить рост и развитие детей, нормальную работу нервной и эндокринной систем, формирование скелета, а также поддерживать работоспособность ребёнка, предупреждать развитие миопии (близорукости), анемии и сформировать адекватную адаптацию к окружающей среде (социальную и физиологическую). Социальная адаптация – это умение жить в социуме, то есть умение приспосабливаться к ситуации и к окружающим людям, соответствовать требованиям, умение строить и реализовывать жизненные планы. Физиологическая адаптация - это способность организма приспособиться к изменениям внешней среды (перепадам температуры и давления, к повышенной солнечной активности, к сухости и влажности). Человек с нормальной адаптацией более вынослив, реже болеет и меньше устаёт.

Для нормальной работы организма, нервной системы вообще и мозга в частности, с пищей нужно получать целый набор важных компонентов питания. Прежде всего, это ненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины А, Д, Е, основными пищевыми источниками которых являются нерафинированные льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно употреблять 1-2 столовых ложки смеси этих масел в день в составе продуктов. Рыбий жир необходимо принимать всем в течение всего холодного периода регулярно в профилактической дозировке.

 Чтобы получить весь набор минеральных веществ и витаминов, мы должны, по мнению учёных, использовать не менее ста видов растительных продуктов, включая зелень и приправы, листовые и травяные чаи, специи. Список продуктов получается очень широкий: это и бобовые (горох, фасоль, соя, чечевица), орехи и семечки любые, и все овощи, в том числе все виды капусты (цветная, белокочанная, кольраби, брокколи), фрукты и ягоды по сезону в любом количестве. Каждый день необходимо употреблять не менее 4 любых фруктов среднего размера (яблоки, апельсины, груши) и около 300 граммов различных овощей. Это могут быть салаты, винегреты, овощной суп или борщ, овощная нарезка, гарнир из тушёных овощей. Всё годится. Полезны также каши из цельных круп (гречневой, овсяной, перловой, пшённой), которые могут использоваться каждый день в качестве гарнира или как самостоятельное блюдо, так как содержат весь набор необходимых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Очень важным продуктом для детей являются яйца. Трудно переоценить их значение в питании детей. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде.

Хотя бы 1-2 раза в неделю детям нужно готовить рыбу. С точки зрения дополнительного поступления в организм йода более полезна, конечно, морская рыба и другие продукты моря.

Каждый день дети должны получать молочные продукты. При их выборе отдавайте предпочтение традиционным продуктам: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане. Покупая новые виды молочных продуктов, обращайте внимание на срок хранения (он не должен превышать 14 дней) и на содержание добавок и консервантов, которые ложатся тяжёлым бременем на неокрепшие организмы наших детей, заставляя органы выделения (почки и печень) работать в запредельном режиме. Большое количество диатезов у детей младшего возраста врачи связывают именно с потреблением йогуртов, йогуртовых напитков, творожков с наполнителями и других подобных продуктов с длительным, до 3 месяцев, сроком хранения, которые содержат сразу несколько добавок. Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма. Не покупайтесь, родители, на яркие этикетки и рекламу. То, что на самом деле полезно, обычно не рекламируется.

Кроме того, чтобы ребёнок был здоров, он должен получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. К такому выводу пришли американские учёные. Дети, отказавшиеся от завтрака, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Это приводит к нарушению обменных процессов и повышению массы тела. Кроме того, те дети, которые регулярно отказываются от завтрака, чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники.

Следует знать, что утро является благоприятным временем для первого приёма пищи, так как после пробуждения начинает активно работать система желудка, выделяя достаточное количество пищеварительного сока для переваривания пищи. Очень важно, чтобы завтрак протекал в спокойной обстановке. Особенно полезен завтрак, содержащий злаки, фрукты, молочные продукты, яйца.

Организм после завтрака готов к работе, хорошо запоминает и усваивает новый материал. Активно работающий мозг нуждается в промежутке между 9 и 13 часами в дополнительном количестве питательных веществ, которые будут полностью усвоены организмом. В школе как раз в это время дети получают второй завтрак. Важно убедить ребёнка не пренебрегать этим приёмом пищи. Он ведь всё равно что-нибудь съест, но, скорее всего, не то, что нужно.

Период с 13 до 15 часов является идеальным временем для обеда, как у детей, так и у взрослых. Не следует откладывать его на более поздний период или отказываться от обеда вообще. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс. Другими словами, всё съеденное будет полностью усвоено и использовано организмом для построения тканей и обеспечения его энергетических потребностей. В обед ребёнка можно покормить традиционным набором, включающим первое и второе блюдо, можно ограничиться только одним первым или вторым блюдом. Всё зависит от обстоятельств. Важно понимать следующее: любое приготовленное дома блюдо – это лучше, чем любой перекус или перехват в виде пирожков, бутербродов, чипсов, роллтонов, сухих завтраков и других продуктов быстрого питания.

Во второй половине дня детям обычно предлагают полдник, который так же вполне оправдан. Кто-то в это время учится в школе во вторую смену, кто-то готовит уроки дома, посещает секции, кружки или дополнительные занятия. В любом случае, затрачивается немало энергии. В зависимости от обстоятельств полдник может состоять из второго блюда с небольшим гарниром, лучше овощным, или он может ограничиться творогом, сыром, овощами, омлетом или просто яйцом, обязательно добавив к ним фрукты. В некоторых случаях полдник может полностью состоять из ягод и фруктов. Полдник ещё тем хорош, что помогает отчасти разгрузить ужин, что очень важно.

Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна. Ужин не должен быть обильным, так как сон с переполненным желуд ком будет неспокойным. На ужин можно предложить детям творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу.

Детей нужно приучать есть не спеша, тща тельно пережёвывая пищу и не отвлекаясь. Приём пищи должен протекать в спокойной обстановке, без ссор и нравоучений. Негативная обстановка во время приёма пищи тормозит выделение пищеваритель ных соков и ухудшает процесс пищеварения.

Каких продуктов следует остерегаться? Следует полностью исключить из рациона детей чипсы, лапшу типа «Роллтон», бульонные кубики и др. пищу из пакетиков. Они содержат консерванты и большое количество скрытой соли, перегружающие печень и почки, которые должны всё это обезвредить и вывести из организма. Эти продукты вредны взрослым, а детям и тем более. Никаких компромиссов в этом вопросе быть не может. Мы должны не просто оградить детей от вредных продуктов, но и сформировать у них правильное отношение к ним.

  К нежелательным для детей продуктам, я бы также отнесла бутерброды, пирожки, сдобные булочки, сосиски в тесте, пиццу, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, заварной картофель, хлопья, палочки, взорванные хлопья, фигурные изделия из кукурузы, сухие зерновые плитки. Питаться ими регулярно нельзя, это может привести к очень нехорошим последствиям.

  Во-первых, они перегружают поджелудочную железу, приводя к резким колебаниям уровня сахара крови. Это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на нервную систему и на деятельность мозга, приводя к различным негативным последствиям. Как оказалось, существует связь между избыточным потреблением таких продуктов и плохим поведением школьников и студентов, развитием депрессивных состояний и числом правонарушений. Исключение этих продуктов из рациона учащихся приводило к снижению количества дисциплинарных нарушений на 48%.

  Злоупотребление высокоуглеводными продуктами повышает риск развития алкоголизма. Группа исследователей провели исследование с подопытными крысами, чтобы выяснить, как действует на крыс углеводная диета школьников и как она соотносится с потреблением алкоголя. Эксперимент показал, что чрезмерная углеводная нагрузка при наличии дефицита витаминов и других биологически активных веществ способствовала развитию пьянства и алкоголизма у крыс. Перевод крыс на сбалансированную полноценную диету снижал у них потребность в алкоголе.

Кроме того, большая часть подобной пищи высококалорийна, содержит много жиров и углеводов, что приводит к быстрому нарастанию массы тела со всеми вытекающими последствиями. Имеется также очень настораживающая информация о том, что в результате термической обработки крахмалов образуются канцерогенные вещества, а при тепловой обработке жиров, используемых в фаст-фудах, образуются вещества, которые воздействуют на мозг, вызывая не просто привыкание к ним, а даже развитие зависимости по типу наркотической. Как видите, последствия такого рациона могут быть самыми серьёзными. Именно поэтому рацион питания наших детей и заслуживает самого серьёзного контроля со стороны взрослых.

Эти проблемы усугубляются практически полным отсутствием витаминов и минералов в такой пище, что может приводить к развитию гиповитаминозов и гипоэлементозов с развитием различных болезненных состояний. Например, недостаток кальция у детей приводит к нарушению формирования костной и мышечной ткани, к развитию у них сколиоза и остеопороза, к повышенной ломкости костей. Недостаток железа и кроветворных витаминов способствует развитию анемии, недостаток йода приводит к снижению у детей интеллектуальных способностей и к проблемам со щитовидной железой и т.д.

Вот и вся информация на сегодня. Много о чём было сказано, но вывод, в общем, один: нужно контролировать питание детей вне дома и организовать питание детей в домашних условиях. Старайтесь также, что бы дома всегда было что-то приготовлено, что дети могли бы разогреть сами, убеждайте их не отказываться от школьного питания.

свернуть

Необходимые документы

свернуть

В соответствии с пунктом 6 Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694, однозначно указаны категории учащихся, которым предоставляется бесплатное питание. В настоящее время это учащиеся I-IV классов начальных, средних школ, гимназий.

В соответствии с пунктом 1-1 данного постановления бесплатным питанием за счет средств республиканского и местных бюджетов обеспечиваются учащиеся учреждений общего среднего образования из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет. При этом в указанном документе нет ограничений, устанавливающих предоставление бесплатного питания для учащихся из многодетных семей в зависимости от количества детей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования.

Для получения бесплатного питания учащимися, их законные представители до 31 августа подают заявление руководителю учреждения образования.
К заявлению прилагаются:
 

 Дети-инвалиды:          

1) Заявление

2) Копия свидетельства об инвалидности

 Малообеспеченные семьи:  

1) Заявление

2) Справка о доходах за год

 Многодетные семьи:               

1) Заявление

2) Справка о составе семьи из РСЦ

3) Копия свидетельства многодетной семьи

 Семьи, где дети находятся в СОП:    

1) Заявление

2) Акт обследования жилищных условий

 Родители-инвалиды 1 и 2 группы нерабочей:           

1) Заявление

2) Копия свидетельства об инвалидности

Питание обучающихся организуется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и
эксплуатации учреждений образования.
Питание обучающимся предоставляется в соответствии с
примерными двухнедельными рационами питания, разрабатываемыми с
учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и
энергии, дифференцированными по возрасту, с учетом сезонности (летнеосеннее, зимне-весеннее), длительности пребывания в учреждении образования, разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд, установленных норм питания и
денежных норм расходов на питание.
При организации питания субъектом общественного питания примерные двухнедельные рационы питания разрабатываются субъектом общественного питания и утверждаются руководителями субъекта общественного питания и учреждения образования.
На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания, единые по набору блюд и стоимости, в зависимости от возраста (6 – 10 лет, 11 – 13 лет, 14 – 17 лет) для обучающихся, которым предусмотрено питание за счет средств
республиканского и (или) местных бюджетов, а также за счет средств законных представителей обучающихся. Дневные рационы питания утверждаются руководителями субъекта общественного питания и учреждения образования, подписываются руководителем объекта общественного питания (другим уполномоченным лицом) и лицом, ответственным за формирование цен.
Составление рационов питания осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов к потреблению пищевых веществ и энергии для различных групп населения, а также нормативными и технологическими документами.
В учреждениях образования в соответствии с установленными нормами питания проводится С-витаминизация готовой пищи в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.
Часы приема пищи устанавливаются в соответствии с распорядком дня учебы обучающихся в учреждениях образования и интервалами между их приемами, установленными санитарноэпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к содержанию и эксплуатации учреждений образования.
В режиме учебного дня предусматривается перемена продолжительностью не менее 15 минут для организации питания с учетом количества обучающихся в учреждении и мест в обеденном зале.
Для предоставления дополнительного питания организуется работа буфетов, школьных кафе и кафетериев.
 

свернуть

Оплата питания

Порядок оплаты питания через систему «Расчет» (ЕРИП):
развернуть
свернуть

Для оплаты требуется войти в систему «Расчет» ЕРИП любым удобным способом и найти услугу по дереву:

Или

Оплаченные средства будут видны на счету примерно через час после оплаты - после очередного сеанса связи базы данных Комбината школьного питания и системы «Расчет» ЕРИП.

свернуть

Правильное питание-залог здоровья

свернуть

   Правильное (здоровое) питание является неотъемлемой частью здорового образа жизни, основные правила которого должны закладываться с самого детства и придерживаться которых необходимо в течение всей жизни. К сожалению, в настоящее время в нашей стране растет количество людей, имеющих избыток массы тела и страдающих ожирением. Эта проблема наиболее актуальна в настоящее время в отношении детей и молодежи, т.к. от лишнего веса и ожирения страдают почти 30% населения, половине из них нет и 18 лет. Если в 2006 году в Минске состояли на учете по поводу этой болезни около 500 детей, то в 2010 году – 1000 детей. Из этого количества порядка 7-10% - дети дошкольного возраста. Самой распространенной причиной сложившейся ситуации является алиментарная, т.е. банальное переедание в силу сложившихся привычек в семье. Достаточно часто родители перекармливают ребенка, предлагая ему порции по объему превышающие возрастные, а также отдавая предпочтение использованию в питании полуфабрикатов или фаст-фуда. Аналогичная ситуация достаточно часто присутствует в питании школьников и студентов, которые отказываясь от организованного питания в школьных и студенческих столовых, отдают предпочтение чипсам, хот-догам, сладким газированным напиткам. Достаточно часто дети, как и взрослые «заедают» проблемы, связанные с учебой, взаимоотношениями в семье и коллективе. 

   Остановимся на основных принципах правильного (здорового) питания:

1. Суточный рацион должен содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Количество белка в рационе должно соответствовать физиологической норме – 1-1,5 г на 1кг веса. Животный белок должен составлять не менее 60% от суточного количества белка (обязательно присутствие в рационе постного мяса, рыбы, яиц, молока и кисломолочных продуктов).
2. Оптимальное количество жиров – 0,8-1,0 г на 1 кг веса в сутки. Жиры дольше задерживаются в желудке, уменьшают возбудимость головного мозга, устраняя чувство голода. Растительные жиры повышают активность ферментов, стимулирующих процесс распада жира в организме. В рационе от общего количества жиров должно быть 30-35% растительных масел для приготовления пищи и добавления в салаты.
3. Желательно ограничить количество углеводов до 3-3,5 г на 1 кг веса в сутки, прежде всего за счет простых: сахар, сладости.   
4. Количество приемов пищи в течение дня не менее 4-5 раз (3 основных приема пищи и 2 дополнительные, представленные свежими фруктами и овощами, лучше в сыром виде). Основная калорийность рациона должна приходиться на первую половину дня.
5. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.
6. Количество свободной жидкости не менее 1,5л в сутки (при отсутствии противопоказаний). Пить и использовать для приготовления пищи лучше всего бутилированную или фильтрованную дома воду. Для питья можно использовать минеральную негазированную воду с наименьшей степенью минерализации, свежеотжатые соки, чай, кофе. Лучше не употреблять кофе натощак, после 18 часов желательно не употреблять зеленый чай, чай каркадэ, кофе, соки из кислых фруктов.  
7. Утром натощак желательно выпить стакан жидкости комнатной температуры. Интервал между последним приемом жидкости и едой должен быть 20-30 минут, между едой и последующим приемом жидкости не менее 30 минут. Оптимальное соотношение между твердой и жидкой частями пищи во время одного приема должно быть не менее 2:1. Последний прием жидкости – за 1-1,5 часа до сна.
8.  Последний прием пищи - за 2,5-3 часа до сна.
9. Есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, вставать из-за стола, как только почувствуете чувство насыщения, а не тогда, когда готовы лопнуть.
10. Старайтесь избегать в одном блюде сочетаний: белковые продукты ( мясо, птица, рыба, морепродукты) и продукты, богатые углеводами (крупы, хлеб, отруби, картофель, сладкие фрукты и ягоды).
11. Предпочтительно ограничить потребление соли до 5-7 г в сутки.
12. Питание должно быть максимально разнообразным. В желудочно-кишечном тракте человека присутствует достаточное количество ферментов, способных расщепить различные продукты.
13. Избегайте многокомпонентных блюд. За один прием не смешивайте более 3-4 видов продуктов ( не считая специи и растительное масло). 
14. Особенно полезны овощи , содержащие пектин и клетчатку. Они создают чувство насыщения, регулируют функцию кишечника, выводят шлаки. К ним относятся капуста, кабачок, редис, томаты, огурцы, тыква, листовая зелень.
15. Овощи можно употреблять сырыми, тушеными, вареными, приготовленными на пару и на гриле. Свежие овощи предпочтительнее употреблять с растительным маслом ( подсолнечное, оливковое, льняное). При варке овощей вода не должна полностью закрывать их поверхность. Соль , растительное масло и натуральные специи лучше добавлять на заключительном этапе приготовления пищи.
16. Мясо, птицу, рыбу можно запекать, готовить на пару, гриле. Употреблять данные продукты лучше с растительным гарниром. Кожицу птицы и рыбы желательно в пищу не употреблять.
17. Способы приготовления продуктов ( по убыванию качества): гриль ( аэрогриль, гриль в печи СВЧ, барбекю, мангал); приготовление пищи на пару; запеченное  в духовке; соленое; вяленое; отварное; тушеное. 
18. Хлеб обязательно должен присутствовать в рационе, лучше всего зерновой, с отрубями, белковый.
19. Соусы лучше домашнего приготовления с овощами, пряности – натуральные: лавровый лист, перец горошком, петрушка, кинза, сельдерей, гвоздика, тмин, чеснок, укроп, гвоздика, имбирь.
    Для профилактики появления избыточной массы и ожирения кроме питания большое значение имеет физическая активность не только в виде уроков физической культуры в учебное время. Наиболее предпочтительны плавание, велоспорт, лыжи, танцы, заниматься которыми лучше всей семьей.

свернуть

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

свернуть

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ЗДОРОВОГ

 Рацион питания в значительной степени определяет здоровье населения, рост его численности и развитие. За последнее десятилетие повысились темпы изменений в рационе питания и образе жизни населения, вызванные индустриализацией, урбанизацией, экономическим развитием рынка. Это оказало значительное влияние на качество рациона и  на здоровье населения Беларуси. И хотя в целом уровень жизни повысился, продукты питания стали доступней и разнообразней, тем не менее, это привело к существенным проблемам, вызванным неправильным питанием, снижением физической активности населения, а также сопутствующему всему этому росту хронических заболеваний, причины которых связаны с несбалансированным рационом питания.

 Особенно вызывает опасения наметившаяся в последние годы тенденция к снижению физической активности населения, ведению малоподвижного образа жизни, вызванная в частности наличием автотранспорта, использованием бытовых приборов, позволяющих снизить трудоемкость работы на дому, свертыванием рабочих мест, требующих ручного физического труда, и досугом, который преимущественно представляет собой времяпрепровождение, не связанное с физической активностью.

 Вследствие вышеперечисленных изменений в образе жизни и рационе питания населения существенно возрастает риск развития неинфекционных болезней, таких как заболевания сердечно-сосудистой системы, артериальная гипертензия, инсульты, сахарный диабет, ожирение. Все это является причинами нетрудоспособности и преждевременной смертности населения.

 Чтобы избежать неблагоприятных последствий, связанных с неправильным рационом питания, необходимо придерживаться простых принципов здорового питания, определенных Всемирной организацией здравоохранения:

  1. Здоровое сбалансированное питание основывается на разнообразных продуктах преимущественно растительного, а не животного происхождения.
  2. Разнообразные овощи и фрукты нужно употреблять несколько раз в день (около 500 граммов). Необходимо отдавать предпочтение продуктам «местного» производства.
  3. Молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли (кефир, кислое молоко, сыр, йогурт) необходимы в ежедневном рационе.
  4. Заменить мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца или постные сорта мяса. Порции мяса, рыбы или птицы должны быть небольшими.
  5. Контролировать поступление жира с пищей (не более 30% от суточной калорийности) и заменить животный жир на жир растительных масел.
  6. Ограничить потребление сахара: сладостей, кондитерских изделий.
  7. Общее потребление соли, с учетом соли, содержащейся в хлебе, консервированных и других продуктах, не должно превышать одной чайной ложки в день. Рекомендуется использовать йоди-рованную соль.
  8. Чтобы поддерживать массу тела в рекомендуемых пределах, необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.
  9. Приготовление пищи на пару, варка, запекание или обработка в микроволновой печи уменьшает количество жира в готовых блюдах. Следует избегать многократного разогрева пищи, так как в ней не только разрушается часть витаминов и других важных веществ, но и образуются новые, чаще токсические компоненты, провоцирующие заболевания кишечника и печени. В процессе приготовления не следует переваривать и пережаривать пищу. Лучше, если овощи (за исключением картофеля и свеклы) будут вариться или тушиться 5-10 мин. Это сохранит в них питательные и биологически активные вещества.

 Важно помнить, что сбалансированный рацион питания является неотъемлемой частью укрепления и поддержания здоровья человека на протяжении всей его жизни.

Материал подготовлен  заведующим отделением гигиены питания ГУ «Республиканский центр гигиены,           эпидемиологии и общественного           здоровья» Шукевич Вией Анатольевной

 

свернуть

О порядке организации питания педагогических и иных работников учреждений образования

О порядке организации питания педагогических и иных работников учреждений образования