Родительский университет

ПОЛОЖЕНИЕ о Родительском университете государственного учреждения образования «Гимназия г. Фаниполя»

Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».

1.Общие положения

1.1. Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. Родительский университет создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Гимназия г.Фаниполя».

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии  с нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь по организации взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьёй.

 1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи  Родительского университета

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей,  ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2.  Задачи  Родительского  университета :

– формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

– расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

– формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;

- повышение  социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;

– овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

– развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;

– актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;

- оказание  своевременной  психолого-педагогической и информационной  помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

  1. Основные направления деятельности родительского университета

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

– для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;

– для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;

– для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания.

3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы:                                                                                                                                                   – традиционные:    лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;                                                                                         – дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Организация работы Родительского университета

4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей (законных представителей).

4.2. Периодичность заседаний оргкомитета Родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в 2 месяца).

4.3. Руководитель Родительского университета назначается приказом директора из числа квалифицированных педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию.

4.4. Руководитель Родительского университета согласует свою деятельность с руководителем учреждения образования и подотчётен ему.

4.5. Заседания Родительского университета оформляются протокольно руководителем.

4.6. На  гимназическом  интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительские университеты».

4.7. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

4.8. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

 

  1. Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

5.1. Формирование у родителей осознанного отношения к родительству. Активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением.

5.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье. 

5.3. Развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

свернуть

План работы Родительского университета  на 2020/2021 учебный год

 

Сроки проведения

Тематика занятий

Форма работы

Ответственный

I ступень «Мой ребёнок – младший школьник»

Октябрь

Режим дня школьника

Онлайн-консультирование

Педагог-психолог, классные руководители  

Декабрь

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

Онлайн-консультирование

Педагог-психолог, классные руководители  

Март

Положительные эмоции в жизни школьника.

Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Тренинговое занятие

Педагог-психолог, классные руководители 

Май

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Круглый стол

Педагог социальный, классные руководители

II ступень «Мой ребёнок – подросток»

Октябрь

Ребенок среди сверстников.   Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

Онлайн-консультирование

Педагог-психолог, классные руководители 

Декабрь

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.                                 

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка.

Онлайн-консультирование

Педагог -психолог, классные руководители

Февраль

Как помочь подростку выбрать профессию?  Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? 

Правовое просвещение родителей

Выступление на родительском собрании

Педагог-психолог,

 

педагог социальный

Март

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек.

 Родительское собрание

 

Педагог-психолог,

 

педагог социальный

Май

Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков.  Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

Круглый стол

Педагог социальный, классные руководители

III ступень «Мой ребёнок – старшеклассник»

Октябрь

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Диалог  

Педагог-психолог

Декабрь

Как уберечь ребенка от зависимостей? Компьютерная и интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления.

Круглый стол

Педагог социальный,  педагог-психолог, классные руководители

Февраль

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Родительское собрание

Педагог-психолог

 

Апрель

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса.

Психологический тренинг

Педагог-психолог

 

 

свернуть

Воспитание без насилия

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
«Дзержинская центральная районная больница»
(рекомендации для родителей)
развернуть
  • Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, оказавшись в опасной ситуации. Твердо сказать «нет», рассказать о происшествии тому, кто в состоянии реально помочь – этому родители должны последовательно учить.
  • Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволят прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже совсем маленькие дети должны знать, как правильно называются части тела, включая половые органы.

  • Необходимо научить ребенка:

 - доверять своим чувствам, интуиции. Так он сможет распознать опасность и избеж

ать ее;

- различать «хорошие», «плохие» и «смущающие» прикосновения.

  • Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:

- громко сказать «нет», глядя прямо в глаза тому, кто делает неприятные ему вещи;

- убежать;

- рассказать обо всем взрослому, кому доверяет.

  • Нужно научить ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность – так же, как его учат закрывать дверь, когда он принимает душ.

Личная неприкосновенность является  правом каждого человека 

 

10 правил, которые нужно запомнить детям

  1. Я рассказываю своим родителям обо всем, что со мной происходит. У меня нет от них секретов.
  2. Я не говорю незнакомым людям свое имя, адрес и номер телефона.
  3. Я никуда не ухожу без разрешения родителей.
  4. Если незнакомый взрослый человек просит помочь ему, я имею право отказаться.
  5. Если незнакомый взрослый предлагает мне «угощение» или «подарок», я громко и уверенно говорю «нет», даже если мне очень хочется согласиться.
  6. Если кто-то незнакомый предлагает сесть в машину, я громко и твердо говорю «нет» и рассказываю об этом своим родителям или учительнице.
  7. Я не подхожу к чужой машине ближе, чем на три больших шага.
  8. Если кто-то хочет сфотографировать меня, я спрашиваю разрешения у родителей или у своей учительницы.
  9. Я никому не открываю двери, если я один (одна) дома.
  10. Я сразу кладу трубку, если слышу по телефону угрозы или нехорошие слова, и обязательно рассказываю об этом родителям.

 

свернуть